Белорусские производители в ответ на экономическое давление успешно замещают импорт своей продукцией

Свое — значит лучшее

Когда с белорусского рынка ушел ряд известных импортных брендов, многие из нас испытали самые разные чувства — от сожаления до недоумения. Но ведь, как гласит не­безызвестная поговорка, свято место пусто не бывает. Тем более когда речь идет об освободившихся нишах рынка. Эксперты убеждены: сложный период белорусская экономика преодолела достойно. А отечественные производители вполне успешно заместили большинство дефицитов. О том, как рассматривать эти изменения, об успешном импортозамещении и совместной работе на благо продовольственной безопасности рассказала заведующий сектором социальных и потребительских услуг отдела экономики сферы услуг Института экономики НАН Беларуси Елена Милашевич.


СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Импортозамещение и повышение доли инновационного производства — важнейшие задачи. Мы не должны зависеть от капризов западных политических элит, ограничивающих свободу цивилизованного бизнеса.

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года

Время возможностей

По мнению эксперта, экономическое давление со стороны недружественных стран производителям Беларуси стоит рассматривать не как некий приговор, а как возможность, вызов.

Елена Милашевич
— Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Ведь образовалось свободное поле, откуда ушли лишние конкуренты. И теперь у многих отечественных производителей появилась возможность развить свой бизнес, укрепиться на этом поле. И потом, когда санкции будут сняты и когда на территорию Беларуси снова придет большое количество импортной продукции, они смогут конкурировать на равных даже с самыми известными брендами, — анализирует ситуацию специалист.

Собеседница напоминает: любой новый бизнес особенно уязвим. И требуются годы, чтобы заслужить уважение и любовь покупателей, коллег. Сейчас же новички получили прекрасный шанс изучить потребности рынка, усовершенствовать продукцию. И все это без риска попасть под «колеса» крупного производителя.

Елена Милашевич напомнила цифру, озвученную Премьер-министром Романом Головченко: по итогам 2023 года Беларусь произвела импортозамещающей продукции на 30 млрд долларов. Цифра весомая. И ее удалось достичь в том числе благодаря освободившемуся рынку.

Об этом неоднократно говорил и Глава государства, ориентируя белорусов на производство своего товара. И в минувшем году в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, говоря о санкциях, отмечал: «Я думаю, слава богу, что ввели. Для нас открылся колоссальный рынок. Бери и продавай — что мы, кстати, и делаем». А в отношении тех иностранных компаний, которые под воздействием санкций решили оставить белорусский и российский рынки, Александр Лукашенко на встрече с губернатором Новосибирской области России Андреем Травниковым в октябре 2023 года выразился кратко: «Ушли — до свидания».

Елена Милашевич в качестве примера, когда белорусский производитель успешно справился с задачей, приводит ряд продуктов питания. Например, сыры с голубой плесенью из Молодечно, выдержанные сыры из Бреста, Калинковичей, Турова, Гродно, Верхнедвинска. А ведь недавно эта продукция была на нашем рынке в основном в импортном исполнении. Подобная ситуация со сладостями. Из-за одного известного производителя долгое время на рынок желейных конфет было не пробиться. Что сейчас? Такие сладости выпускают сразу два белорусских производителя. Похожая ситуация с замороженными овощами, которые еще совсем недавно мы покупали импортного производства. Испанский деликатес хамон сегодня делают в Гродно и Пинске. А что с итальянскими соусами, из-за отсутствия которых волновались хозяйки? И их выпуск освоили как минимум несколько белорусских предприятий.

— Недавно ходила в магазин и покупала соус в небольших баночках, как раз таких, как нужно хозяйке, — делится Елена Милашевич. — И там был соус из брусники. Неужели брусники не было на нашем рынке раньше? Конечно, была. Но вот теперь и мы научились делать из нее не только варенье, но и другую прекрасную продукцию. Тем более посмотрите, какое у нас разнообразие. У нас богатейшая страна! И грибы, и ягоды — все перерабатывается, продается.

Потребитель голосует рублем

Большой плюс процесса, и на этом делает акцент Елена Милашевич, еще и в том, что за производителями подтянулась и отрасль, выпускающая сырье. И речь, конечно, не только о бруснике. Улучшается качество молока, мяса и многого другого. Появляется принципиально новое сырье — например индейка. А ведь еще недавно такая продукция на белорусском рынке была в диковинку. Сегодня ее выпускают — от разделки до готового продукта — сразу три производителя страны.

— Важно, что при производстве импортозамещающей продукции используется наше местное сырье, технологии и разработки, собственные наработки в ее упаковке. И очевидно, что результат мы имеем достойный. Потребитель за него голосует рублем, — отмечает специалист. — Сегодня это наша реальность, и достойного качества. Более того, в последнее время конъюнктура мирового рынка продовольствия для нас также благоприятна. То есть мы, производя импортозамещающие продукты, насыщаем и внутренний рынок, и с успехом продаем эту продукцию на экспорт. А что такое экспорт? Это валютная выручка, которая нужна каждой стране.

Причем сегодня, подчеркивает собеседница, по пути импортозамещения идут не только крупные и средние предприятия, но и малый бизнес. Она приводит в качестве примера предпринимателя из Браслава, который занялся выпечкой французских багетов. Казалось бы, что тут такого? Но его продукт, в производстве которого использована национальная специфика, стал практически обязательной изюминкой в программе туристов.

К слову, о перспективности проектов малого бизнеса в республике, правда, в сфере торговли, свидетельствует одно из исследований Института экономики НАН Беларуси. В его рамках была опрошена большая выборка респондентов. Оказалось, что все они используют как сетевые крупные магазины, так и мелкие торговые точки в шаговой доступности.

— Мы выяснили, что в основном люди делают покупки либо по дороге «работа-дом», либо в выходные — в крупных торговых сетях. А значит, небольшие торговые точки в шаговой доступности актуальности сегодня не теряют, — отмечает собеседница.

Работа на общее дело

Есть масштабные проекты, получившие национальный колорит. В их числе крупная сеть кафе быстрого питания, которая после ухода импортного бренда по-прежнему радует потребителей данного сегмента. А это в большей степени молодежь, ведь ее привлекают новые технические возможности кафе и наличие Wi-Fi.

Хотя собеседница уверена: тема быстрого питания могла бы в Беларуси быть шире. Подобные структуры есть и в системе Белкоопсоюза. Но, возможно, им пока недостает рекламы в интернете, в социальных сетях, потому что сейчас человек много времени проводит в гаджетах.

— Убеждена: национальным производителям как товаров, так и услуг надо активнее рекламировать себя, позиционировать, не стесняться, но в то же время не думать, что, раз у них товар хороший, обязательно его купят, — рассуждает эксперт. — Конечно, рецептура наших продовольственных товаров и стандарты качества в Беларуси достаточно высокие. Президент об этом неоднократно говорит в своих выступлениях. Но есть те, кто эту продукцию знает, и те, кому нужно о ней рассказать.

А еще собеседница сожалеет об уходе старой традиции ходить всей семьей в детские кафе. Чтобы поговорить, обсудить проблемы и успехи в учебе. А ведь это так необходимо в нынешнем стремительном мире. Тут еще отечественным рестораторам, убеждена эксперт, есть над чем подумать. Тем более что ниша свободна.

— Очень важно, что белорусская экономика в новых условиях среагировала настолько оперативно и результативно, — подытоживает Елена Милашевич. — И крупный бизнес, и местный, и мелкий, и регионы, и областные центры, и, конечно же, Минск — все работают на общее дело. Вопросы продовольственной безопасности, обеспечения страны продовольствием собственного производства — можно ли переоценить важность такой задачи? Ведь если страна не будет производить продовольствие в большей степени сама, то она будет зависима. Простая аксиома. И тогда ни о какой экономической безопасности речи быть не может.

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter