Свое или чужое? Нет! Свое и чужое

Мнение: Зарубежные профессора создают конкурентную среду

Привлечение в белорусские вузы ведущих зарубежных профессоров создает конкурентоспособную среду, убеждены в Академии управления при Президенте Беларуси

В современном динамично развивающемся мире вариться в собственном соку — путь к застою. Особенно, если речь идет о подготовке высококлассных специалистов для всех отраслей экономики. Может ли страна обойтись собственными силами или следует активно использовать международный опыт, приглашая педагогов из-за рубежа? Готова ли белорусская система образования к иностранным методикам преподавания? Об этом «Р» рассказал проректор по учебной работе Академии управления при Президенте Беларуси профессор Игорь ГАНЧЕРЕНОК (на снимке).

— В нынешнюю пятилетку страны входят планы развития инновационной экономики, которая, как известно, требует наличия инновационных кадров. Беларусь — небольшая страна в экономическом пространстве, поэтому нам особенно важно аккумулировать международный опыт. Во-первых, это дешевле, во-вторых, эффективнее. Поэтому перед вузами страны тоже стоит задача привлечения лучших зарубежных наработок, которые совместимы с белорусскими подходами, целями, задачами, менталитетом и историей. И здесь ведущая зарубежная профессура может сыграть существенную роль.

— По какому принципу в Академии подбирают преподавателей?

— Изначально перед нами стоит задача изучить международный опыт, наладить связи с международными образовательными центрами, а затем найти и пригласить тех, кто мог бы быть нам интересен. Взять, например, Корею. Сегодня это одно из наиболее динамично развивающихся государств, которое за 60 лет из страны со слаборазвитой экономикой выросла в страну, занимающую 13-ю позицию среди экономик мира. А по ряду показателей, как-то технологии IT в государственном управлении (электронное правительство), Корея является ведущей в мире.

Поэтому с 1 сентября в Академии управления работает один из ведущих экспертов в этой области — доктор О Тхэ Тон, который имеет большой опыт ведения бизнеса, преподавания и научно-исследовательской деятельности в области информационных технологий. Причем профессор читает лекции не только для наших ребят, но и совсем скоро начнет вести открытый курс для всех студентов республики. Это означает, что участие в лекциях примут все желающие. Это была наша идея, которую поддержал министр образования. И мы видим большой интерес со стороны многих вузов. В их числе БГЭУ — будущие экономисты, БГУ — будущие юристы, БНТУ — будущие инженеры. Полагаю, для всех них просто необходимы познания в области электронного правительства.

Но есть один нюанс: курс читается на английском языке. И это, на наш взгляд, абсолютно правильно, ведь львиная доля интернет-пространства (80 процентов) является англоязычной.

— Пожалуй, сегодня в целом вопрос владения иностранными языками выходит на первые позиции. Особенно учитывая тот факт, что экономика Беларуси в основном ориентирована на экспорт.

— Все верно. Мы готовим сегодня госслужащих, одним из элементов компетентности которых является умение «доводить» решения государства до общества и бизнеса. Поэтому они должны уметь эффективно взаимодействовать как с гражданами, так и с зарубежными партнерами. Ибо, поскольку наша экономика является экспортно-ориентированной, ВВП страны значительно зависит от экспорта продукции, значит, мы должны говорить на том языке, на котором говорят наши партнеры.

Так, КНР является сегодня одним из глобальных и очень важных партнеров для Беларуси. Поэтому мы считаем, что китайский язык тоже важен для нас. Возможно, им не должен владеть каждый, но чиновники, знающие его, в Беларуси быть должны. Понимая это, академия при помощи посольства КНР в Беларуси пригласила преподавателя китайского языка. С этого года у нас 40 студентов абсолютно добровольно изъявили желание посещать его лекции в свободное от основного учебного процесса время.

По этому же пути мы пошли с турецким языком. Ведь не секрет, что эта страна сегодня тоже является одним из ведущих игроков в экономическом пространстве. Кстати, первые успехи у студентов академии уже есть. Так, из 10 стипендий для стажировки в Турции, которые были предоставлены правительством этой страны для белорусских студентов, половину выиграли наши ребята. Хотя турецкий язык преподается в республике в нескольких вузах.

— Вы планируете расширять число иностранных преподавателей?

— Сегодня в Академии работает 4 иностранных преподавателя. Помимо перечисленных, это также доктор Реда из Австрии, который читает курс по современным информационным технологиям. Мы ожидаем еще одного профессора из Германии, который будет преподавать маркетинг. Планируем с его помощью затронуть такое важное для Беларуси направление, как формирование имиджа территорий. Это особенно актуально сегодня, если мы говорим о привлечении инвестиций.

Конечно, главный наш ресурс — отечественная профессура. Но чтобы создать конкурентную среду и среду развития, мы приглашаем зарубежных профессоров. Без сомнения, идет взаимное обогащение. Где-то это подстегивает нашего преподавателя, а где-то и является полезным для иностранца, который, кстати, в будущем будет проводником наших белорусских разработок, нашей культуры и наших ценностей.

— Помимо глубоких знаний по предмету, наверное, иностранные преподаватели приносят и новые методики преподавания? Готова ли к этому белорусская система образования?

— Наша высшая школа, основанная на классическом подходе, должна развиваться. В мире все большее распространение получают интерактивные методы обучения, когда те или иные ситуации моделируются в аудитории. Как я говорил ранее, учить надо не тому, что есть сегодня, а тому, что будет завтра. И такие методы помогают учиться решать проблемы, которых еще нет, но которые уже можно спрогнозировать.

Например, если мы занимаемся экспортом образовательных услуг и пригласим завтра в Беларусь большое количество иностранцев, то должны понимать, что произойдет дальше. То, что они принесут сюда свою культуру, что у них должен быть адаптационный период, что они должны социализироваться в нашем обществе, уважать белорусские ценности. Если мы это не смоделируем, то получим те проблемы, которые существуют в старой Европе.

Студентам новые западные методы преподавания нравятся, и мы видим, как эти методы активно внедряются и развиваются в образовательном процессе академии. То есть в итоге мы используем лучший зарубежный опыт, творчески адаптируя его к нашей системе координат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter