Свое для своих

Чья рубашка нам ближе?Сегодня белорусы стали охотнее покупать обувь, одежду, стиральные машины, продукты питания отечественного производства. И причиной тому стал, видимо, не только патриотизм, а реальные шаги наших предприятий навстречу потребителю.

По итогам пяти месяцев нынешнего года в товарообороте магазинов (без учета субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) удельный вес, например, отечественных мясных консервов составил, по данным Белстата, 96,2 процента, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 1,5 процента. По сокам прогресс еще больший: доля отечественных выросла до 66,2 процента (было 44,6). Удельный вес белорусской обуви увеличился на 7 процентных пунктов до 77,8 процента, верхнего трикотажа — до 84,3 процента, стиральных машин — до 51 процента (было около 35 процентов), холодильников и морозильников — 82,9 процента (было 76,7).
Некоторые могут сказать, что, мол, просто импорта в стране стало меньше. Однако есть и противоположный аргумент: нельзя не согласиться с тем, что за последнее время наши предприятия стали активнее выпускать  новые товары, проводить акции, предлагать скидки. И масштабная выставка-ярмарка “Сделано в Беларуси” — тому подтверждение. Сегодня нужно предлагать доступный по цене и привлекательный по качеству товар. Например, в концерне “Беллегпром” это прекрасно понимают. Поэтому в последние годы значительные инвестиции направляют на модернизацию предприятий. Пока основные ресурсы адресуют текстильным производствам. Повышение качества их продукции должно стать подспорьем для всей швейной подотрасли. На очереди — обновление линий производителей кожевенного сырья. Благодаря таким усилиям, как прогнозирует первый заместитель председателя концерна Владимир Астровский, доля импортной одежды и обуви на рынке Беларуси может уменьшиться до 15—20 процентов. Сейчас она составляет 40—50 процентов.
Наши молочные заводы, также прошедшие модернизацию, сейчас своей продукцией не только более чем на 95 процентов обеспечивают рынок Беларуси, но и, например, “закрывают” около половины всех импортных молочных продуктов на российском рынке.
Для думающего потребителя есть и еще немало других аргументов в пользу покупки именно отечественных товаров. Например, покупать белорусский товар значит быть уверенным, что он сделан с соблюдением стандартов. С гарантией тоже все понятно — сервисная мастерская находится рядом, комплектующих не придется ждать неделями из-за рубежа.
В отношении белорусских продуктов питания конечно же больше вероятность того, что они свежее импортных, так как их не нужно везти издалека. Если вы сопоставите срок годности на импортных продтоварах с отечественными, то поймете, что зарубежные, как правило, долговечнее. А это значит, что и консервантов в них будет, скорее всего, больше.
Продажа отечественных товаров в рассрочку (по сути, беспроцентный кредит), о возможности активного использования которой заявлял вице-премьер Андрей Кобяков, тоже может быть хорошим стимулом. К тому же чем активнее мы покупаем отечественные товары, тем больше денег к нам возвращается в виде зарплаты, пенсии, налогов, а значит, тем чище будут наши города и ровнее дороги. И это еще один аргумент при выборе товаров. А выбрать сегодня есть из чего.

Что необходимо сделать для того, чтобы отечественные товары лучше продавались?

Екатерина КУРАЧЕНКО, и.о. начальника отдела маркетинга и торговли ОАО “Коминтерн”:
— Могу сказать о своем предприятии. Наш брэнд знают, и, несмотря на кризис, отгрузка товара у нас не уменьшилась. Мы пошли по пути расширения ассортимента из льняной и хлопчатобумажной ткани. Наряду с нашей основной продукцией — мужским классическим костюмом —  запустили линию одежды для молодежи под отдельным брэндом. С прошлой осени начали шить костюмы премиум-класса из высококачественной ткани, выпускаем костюмы с защитным карманом для мобильного телефона.

Людмила АБРАМОВА, начальник коммерческой службы Борисовской швейной фабрики:
— Разумеется, по стоимости продукция должна быть конкурентоспособной. Для этого нужно делать закупки, минуя посредников. Они не всегда могут предложить то, что нам необходимо, и цены у них выше. Однако очень сложно выйти непосредственно на изготовителей тканей. Хотелось бы, чтобы было больше рекламы, что и где можно купить. Очень большие проблемы возникают и с фурнитурой — в Беларуси ее вообще не выпускают. Кнопки, пуговицы для джинсового ассортимента,  люверс и многое другое мы вынуждены закупать в Китае.

Екатерина ЯВИД, заведующая фирменным магазином ОАО “Красный мозырянин”:
— Вначале, когда мы только открывали в Минске магазин, немного побаивались конкуренции, но теперь убедились, что мы ни в чем не уступаем нашим конкурентам, а в чем-то их даже опережаем. Всегда обслуживаем покупателей с улыбкой, проводим дегустации, постоянно обновляем ассортимент, прислушиваемся к пожеланиям потребителей. Например, женщины хотят низкокалорийных сладостей — и мы предложили им низкокалорийный зефир.

Иван РЕДЖЕБОВ, маркетолог ОАО “Гомельобои”:
— Необходимо искать новые рынки сбыта, проводить разумную маркетинговую политику — активно рекламироваться, участвовать в выставках, работать с клиентами. Людей привлекает высокое качество за умеренные цены. А ведь наши виниловые обои, к примеру,  по экологическим характеристикам опережают все аналоги в СНГ. Торговля нас всегда держит в курсе потребительских предпочтений. Например, обои с блестками, голубых и розовых тонов не пользуются особым спросом, покупатели чаще склоняются к бежевым оттенкам.

Людмила ВЕЛИЧКО, маркетолог Борисовского хрустального завода:
— Обязательно нужно обновлять ассортимент. Мы сейчас переходим на выпуск продукции европейского вида — изящной, стильной и не очень дорогой. Необходимо работать над продвижением продукции, изучать рынки. К примеру, белорусы предпочитают бесцветное стекло и потребительские товары — кувшины, стаканы, рюмочки. А в Казахстане очень ценятся наши хрустальные вазы, конфетницы, салатницы определенной формы — традиционной для их культуры.

Лилия ВЕРБИЦКАЯ, старший продавец фирменного магазина ОАО “Белшина”:
— Необходимо чаще участвовать в таких выставках, как эта, позиционировать себя. Что касается качества нашей продукции, то еще пару лет назад оно оставляло желать лучшего, было много рекламаций. Но не так давно предприятие закупило новое немецкое оборудование, стало выпускать облегченные шины, которые по многим характеристикам не уступают продукции таких марок, как Michelin, Matador. Усилили контроль за качеством — за брак теперь наказывают рублем. Лишь по цене российским производителям проигрываем, потому что сырье закупаем в России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter