Свое — дешевле и надежнее

Горное обогатительное оборудование РУП “ПО “Беларуськалий” работает в агрессивной среде, быстро изнашивается, потому львиную долю прибыли калийщики тратят на его возобновление. Не так давно почти все эти средства уходили за пределы Беларуси, где закупались комбайны, конвейеры, скипы и многое другое. Сегодня “Беларуськалий” успешно выполняет программу импортозамещения, рассчитанную на 2004—2009 годы. На местных предприятиях в 2004 году было приобретено отечественное горно-шахтное, транспортное, энергетическое оборудование на сумму, эквивалентную 11,5 миллиона долларов США. А в 2006-м закупки превысили 60 миллионов долларов.

Собственное производство горно-шахтного оборудования, не считая создания новых рабочих мест, дает и солидный экономический эффект от улучшения условий работы, надежности механизмов, приспособленных к местным условиям, который статистика учитывает не всегда...
Наибольших успехов в сфере импортозамещения достиг Солигорский институт проблем ресурсосбережения с опытным производством, проектирующий и изготавливающий наиболее  сложную технику, предназначенную для добычи  руды. Предприятие передало калийщикам
26 проходческих комбайнов ПКС-8. В сравнении с украинским аналогом они не только ощутимо дешевле, но и более надежны, в них почти полностью изменена электрическая и гидравлическая системы. Уже проектируется новая машина, способная работать при напряжении 1140 вольт, что не только застрахует от скачков напряжения, но и позволит использовать кабели меньшего сечения. Совместно с немецкой фирмой “Айкхоф” изготовлены и поставлены в солигорские забои 14 очистных комбайнов,  которые на треть состоят из более дешевых белорусских комплектующих.
Производит институт и конвейеры, которые, как кровеносные сосуды, пронизывают весь  производственный организм  “Беларуськалия”.  В сравнении с поставляемыми из Германии, Англии, Польши аналогами они не только дешевле, но и имеют меньший вес, пониженную энергоемкость, повышенную надежность узлов и механизмов.
 Скребковые конвейеры, насосы, перегружатели, сушильные барабаны и другое оборудование для “Беларуськалия” изготавливает литейно-механический завод “Универсал”. По техническим характеристикам оно не уступает зарубежному, но вдвое дешевле. Местные инженеры, конструкторы минимально используют  дорогостоящие материалы, каждый механизм изготавливается под конкретные условия эксплуатации. Интересы потребителя учитываются уже на стадии проектирования: изучается место, где агрегат будет работать, условия эксплуатации. Консультации с заказчиком продолжаются и в процессе изготовления. Если возникают проблемы, инженеры на месте анализируют ситуацию, оперативно устраняют недоработки. И следующая конструкция выходит более совершенной и приспособленной к солигорским шахтам.
 Давний и надежный партнер “Беларуськалия” — солигорское унитарное производственное предприятие “Нива”. Главная его продукция —  гидромеханизированная крепь, при добыче руды защищающая шахтеров и технику от обрушения горной породы. В свое время “Нива” начинала с ремонта цилиндров, потом освоила изготовление всего непростого механизма. Сегодня она выпускает 7 модификаций крепи,  не уступающей зарубежным аналогам.
Но прежде чем поставить в забой жизненно важную для шахтеров крепь, она должна пройти испытание на специальном стенде. До последнего времени ближайший из них находился в Польше. Получалась парадоксальная ситуация: создав импортозамещающее оборудование, предприятие тратило солидные средства на его испытания, не считая дорогостоящего времени. Поднатужилась “Нива” и  создала стенд, на котором испытываются не только крепи “Беларуськалия”. Надежность своих гидростоек здесь успешно проверяли специалисты шахты “Интауголь”, планируется, что их примеру последуют и другие горные предприятия России.
 Совместно с БелАЗом “Нива” создает первый белорусский шахтный вагон — многие годы такой транспорт закупали в Воронеже. Вагон уже проходит испытания в шахте. А тем временем конструкторы “Нивы” заканчивают проектирование опытного образца современного проходческого комбайна с барабанным исполнительным органом. По предварительным расчетам, этот механизм сможет заменить машину американского производства, но будет в 1,5—2 раза дешевле.
Еще одно предприятие, работающее с “Беларуськалием” по программе импортозамещения, — Солигорский завод технологического оборудования. Здесь производят передвижной конвейерный комплекс для погрузки сыпучих материалов в складских помещениях производительностью 500 тонн в час. Он не только дешевле  аналогичного немецкого кратцер-крана, но и имеет ряд эксплуатационных преимуществ: кондиционер, телефонную связь, повышенную шумоизоляцию. В ближайших планах предприятия — производство мощных редукторов, которые пока еще поступают из России и Украины.
 Сегодня импортозамещающее оборудование выпускают четыре предприятия Солигорска. Но  не только они. Конструкторы Минского тракторного завода совместно с транспортным отделом  “Беларуськалия” создали автомобиль для перевозки шахтеров в шахты, который не хуже закупаемого ранее в Германии. С Могилевского вагоностроительного завода калийщики начали получать специальные вагоны для транспортировки удобрений.  Среди машиностроительных предприятий даже существует конкуренция за выгодные заказы “Беларуськалия”. Выполняя  Директиву Президента Республики Беларусь № 3, калийщики  намерены  особые требования предъявлять к энергетической составляющей нового оборудования, чтобы на нем эффективно использовались каждый киловатт, каждая калория энергии.
К 2010 году закупки белорусского импортортозамещающего оборудования  “Беларуськалием” должны возрасти до суммы, эквивалентной 100 миллионам долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter