В регионах женщин будут учить бизнесу

Свое дело под каблучком

Пакет нормативных правовых актов об упрощении условий ведения бизнеса вынесен на общественное обсуждение. Основные изменения в декрете предполагают упрощение процедуры открытия бизнеса и ведения своего дела. Например, чтобы открыть кафе, предпринимателю будет достаточно уведомить об этом местные органы власти. При этом бизнесмен гарантирует, что будет соблюдать все необходимые требования. Такие подходы должны упростить процедуры вхождения в бизнес и раскрепостить деловую инициативу. Впрочем, и без декрета интерес к предпринимательству в последнее время растет. Например, в Минской и Брестской областях 40 представительниц прекрасного пола будут постигать азы этого нелегкого занятия. Тем временем в Гродненской, Витебской областях белорусские бизнес-леди организуют серию тренингов на тему бизнеса. Каковы перспективы женского предпринимательства в нашей стране, есть ли у нас бренды с женским лицом и что мешает их развитию?


В шаге от мечты сейчас находится Ольга Викторович из Барановичей. Хотя это, скорее, образное сравнение. Для того чтобы достичь цели, ей придется сделать немало шагов. Она хочет открыть дизайн-студию. Ольга — учитель дополнительного образования, а параллельно индивидуальный предприниматель и ремесленник. Она занимается изготовлением открыток ручной работы, интерьерных кукол, брошей, кроме этого, проводит мастер-классы. Известно, что она даже делала открытку к юбилею Президента. Сейчас Ольга поставила перед собой цель — и теперь спит и видит свою будущую студию:

— Откроем ее с подругой. Она тоже дизайнер и учитель. В ней можно будет купить готовые изделия, оставить заказ или посетить мастер-класс. Уже занимаюсь поиском подходящего помещения. Начать легко, а вот удержать клиентов — сложная задача. Нелегко разобраться в юридических тонкостях. У меня два высших образования — педагогическое и экономическое, поэтому мне все-таки проще.

Тамара Чеховская, генеральный директор Белорусского союза предпринимателей, также считает, что многих женщин пугает перспектива разбираться в нюансах законодательства:

— Сложно изучить и вникнуть в нормативную базу. Кроме того, у нас постоянно происходят какие-то изменения в законодательстве. Образно говоря, просыпаешься — и узнаешь, что завтра на твой вид деятельности уже надо получать лицензию. У нас достаточно высокие налоги на недвижимость, арендные ставки, есть проблема выкупить помещение. Возможно, тот пакет документов, который недавно вынесли на общественное обсуждение, решит такие проблемы.

В крупном бизнесе женщины составляют не более 10—15%; в малом на их долю приходится около 60%, в среднем бизнесе — 30—40%.

— Необходимо поддерживать женское предпринимательство. С этой целью летом в регионах Брестской и Минской областей с акцентом на социальный бизнес пройдет обучение 40 женщин, — говорит о ближайших перспективах Тамара Чеховская. — Здесь появятся два консультационных центра. В планах также создать международную базу данных экспертов поддержки женщин в социальном предпринимательстве через передачу знаний и информации, а также издание пособия о развитии социальных стартапов в стране.

Что мешает женщине находить себя в предпринимательстве? Прежде всего культурные стереотипы, считает тренер по личному брендингу и бизнесу Елена Каверович. В Беларуси нет дискриминации в плане доступности образования или владения собственностью. Но социокультурные стереотипы говорят, что у мужчин в бизнесе все карты в руках.

Но лед тронулся, уверена Ольга Бондарик. Она не только мама девяти приемных детей, но и управляющая отелем и рестораном, руководитель сети магазинов, автор проекта «Форум успешных женщин Беларуси». Она считает, что нет ничего невозможного. Главное — ставить цели:

— Как-то я мечтала о доме на берегу моря. И эта моя мечта сбылась. Важно в своей сфере стать экспертом номер 1, постоянно расширять клиентскую базу, позиционировать себя в соцсетях.

Ольга вместе с другими успешными женщинами организует тренинги для начинающих бизнесвумен и для тех, кто хочет поднять свой бизнес на новый уровень:

— Учим, как гармонично совмещать ведение бизнеса и семью. Скоро в Минской, Гродненской и Витебской областях организуем бесплатные тренинги. В регионах, где сложнее найти работу, надо подтолкнуть женщин к открытию собственного бизнеса. 

Бизнес-леди Ольга БОНДАРИК проводит занятия для начинающих предпринимателей, а также для тех, кто хочет поднять свой бизнес на новый уровень.
Она — мама девяти приемных детей, управляющая отелем и рестораном, руководитель сети магазинов.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Пока успешных белорусок немного, но их количество может стать больше, считает Екатерина Тимоховец. Она, предприниматель с опытом ведения бизнеса 16 лет и годовым объемом продаж около миллиона долларов, знакомит с принципом успеха:

— Определить цель, выработать систему ее достижения и, главное, дождаться результата. Многие хотят все и сразу. И на начальном этапе большинство опускает руки. Но без сложностей не бывает. В самом начале моей карьеры были и слезы, и желание бросить. Но я очень люблю фразу Генри Форда: «Люди чаще капитулируют, чем терпят поражение».

Женский бизнес в регионах делает только свои первые шаги. Посмотрим, как новые начинания повлияют на статистику. Ведь пока женский бизнес в стране составляет около 30% от общего числа бизнес-организаций.

МНЕНИЕ

Петр АРУШАНЬЯНЦ, директор Департамента по предпринимательству Минэкономики:

— Тема женского предпринимательства сейчас актуальна. Но причина интереса не в том, что белоруски находятся в неравных условиях. Нет и стремления акцентировать внимание на каком-то гендерном различии и дискриминации. Задача — привлечь женщин в активную экономическую жизнь, помочь им.

Между прочим, у нас много женщин-руководителей, но мало примеров, где женщина создала свой бизнес сама. Чаще это семейный бизнес, который, условно, от мужа, отца. Но сегодня даже банки готовы выдавать женщинам специальные кредиты на открытие.

Минэкономики работает над проектом стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. Проект дорабатывается и в этом году будет завершен. Создана рабочая группа из 50 человек. В стратегии обязательно будет подраздел о развитии женского предпринимательства. В нем будет прописан комплекс мер, содействующих женскому предпринимательству. В планах — создание поддерживающей среды для начинающих свой бизнес, проведение исследований перспектив и потребностей развития женского бизнеса на примере Брестской и Гродненской областей.

azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter