Свободный полет

В Могилеве завершился XII Международный молодежный театральный форум «М@рт.контакт»

В этом году обошлось без жюри, значит, без победителей и аутсайдеров. Настоящий праздник, никакого горького осадка. Хотя в какой–то момент после иного спектакля и хотелось, чтобы кто–нибудь шепнул на ухо профессиональный вердикт. Уж слишком многослойной получилась программа.

Фото  tyuz-spb.ru

Так неожиданно жизнеспособную и убедительную версию знаменитой психологической драмы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» предложил ТЮЗ им. Брянцевой Санкт–Петербурга. В своем театре постановка идет на малой сцене. И накануне спектакля актеры не скрывали некоторого волнения перед большим залом Могилевского драмтеатра. Спектакль — режиссерский дебют артиста ТЮЗа Александра Иванова, но если не знать этого обстоятельства, кажется, что смотришь работу опытного постановщика. Режиссер снабдил своих героев мобильниками и планшетом, но обстановка в квартире принципиальной учительницы Елены Сергеевны все же далека здесь от сияющего евроремонта. Все подернуто пеленой глухой аскезы, чтобы дать понять зрителю — хозяйка дома не зациклена на быте. Как и в фильме Эльдара Рязанова, в спектакле Иванова конфликт между школьниками, без пяти минут выпускниками, и педагогом нарастает постепенно и неумолимо. Вот что любопытно, пьеса, написанная в 1980 году, не утратила нерва. Наоборот, кажется, что ее автор молод, горяч, в курсе всех трендов, бытующих в среде старшеклассников. Актриса Анна Дюкова дает свою Елену Сергеевну как личность цельную и гармоничную, в какой–то момент мелькает мысль, что эта дамочка не будет способна выдержать удар и противостоять хамству распоясавшихся учеников. Однако в нужный момент в актрисе появляются и железная воля, и сталь в голосе, несмотря на любовь к мягким лирическим исповедям Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы. Она в состоянии принять горький вызов и дать отпор, но это противостояние поколений разрушит всех — и старых, и малых. Ее духовные ценности кажутся ей единственно верными. Она смеется над страстью к накопительству, над стремлением учеников к красивой жизни. Но этот смех окрашен в горькие тона.

По–настоящему хорош весь ансамбль актеров. Выделяется главный антигерой — Володя в исполнении Ивана Батарева. Для него как для будущего дипломата нет никаких табу, преград для достижения цели. Такие, как Володя, настроены получить от жизни большой куш. Они хотят и виноградники в Тоскане, и дом в Куршевеле, и, скорее всего, осуществят мечты.

На фоне сложного полифоничного спектакля и языка драматурга Разумовской, увы, меркнут многие сегодняшние «актуальные» постановки, идущие на сценах страны. Заряд правды в них несопоставим с посылом драмы из застойных 80–х.

Грузинский спектакль «Холстомер. История лошади» Тбилисского государственного драматического театра им. А.С.Грибоедова посвящен памяти режиссера Георгия Товстоногова и актера Евгения Лебедева, начинавших свой творческий путь в Тбилиси. Сравнения со знаменитой постановкой в БДТ, конечно, напрашивались. Но режиссер Автандил Ворсимашвили поставил самостоятельный спектакль, уже снискавший премии различных международных фестивалей. Тбилисский «Холстомер» — это не книксен перед памятью великих мастеров, а тонкий и продуманный оммаж. Актер, играющий роль Холстомера в старости — Валерий Харютченко, — даже внешне и интонационно похож на Евгения Лебедева. Пластика, музыка, массовые сцены работают на создание спектакля большого стиля, с непередаваемым грузинским колоритом. Хотя порой создается впечатление, что авторитетные имена предшественников заметно давят на режиссера.

В дни фестиваля могилевчане увидели и важные режиссерские высказывания сегодняшнего дня: ироничный «Лондон» из Бобруйска, по пьесе Максима Досько в постановке Елены Силутиной, минские хиты — «Саша, вынеси мусор» Дмитрия Богославского молодежного театра и «Это все она» РТБД. Перед нами актуальные спектакли о том, как примириться с сегодняшним днем, принять себя такими, какие мы есть, не предъявляя друг другу щитов и обвинений. Молодые творцы стремятся говорить о самом злободневном. Возможно, в отличие от зрелых мастеров они не всегда умеют работать на полутонах, вовремя перераспределять энергию, но тем ценнее их посыл. Уж чего не было на этом форуме, так это назиданий и нравоучений. Театр прожил эти дни в Могилеве в свободном полете, и такая фестивальная неделя запомнится надолго.

Добрый зритель в 9–м ряду.


Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?