Свободных мест в торговле не бывает

О событиях уходящего года и своих прогнозах на будущее рассказывает министр торговли Александр Иванков 

Уходящий год был, как никогда, богат на события в сфере торговли. Стали набирать популярность гипермаркеты и торговые центры, инвесторы высказывали свои намерения о крупных инвестиционных проектах в этой области, да и торговые сети значительно расширились… Конечно, рынок еще не насыщен, и у торговцев остается еще немало перспектив для развития, но былой «голод» потребителя на торговые услуги уже удовлетворен. О событиях уходящего года и своих прогнозах на будущее рассказывает министр торговли Александр ИВАНКОВ (на снимке). 

— Александр Иванович, с 1 января 2008 года в Беларуси вступает в силу новое законодательство в отношении индивидуальных предпринимателей. По вашему мнению, как это отразится на структуре торговли в республике? В состоянии ли сегодня стационарные торговые точки удовлетворить все потребности покупателей? 

— В настоящее время розничный товарооборот на 66 % формируется торговыми организациями, на 34 % — индивидуальными предпринимателями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и других объектах. Со вступлением в силу нового законодательства эта пропорция, несомненно, изменится в пользу увеличения доли торговых организаций, в число которых войдут и юрлица, созданные индивидуальными предпринимателями. 

Что же касается потребительского рынка, то, по мнению Минторга, изменения в деятельности индивидуальных предпринимателей никак не скажутся на удовлетворении спроса населения. Очевидна тенденция: население все больше предпочитает приобретать товары в магазинах и торговых центрах, а не на рынках. Существующая сеть розничной торговли, а это 30 тыс. магазинов и 280 торговых центров, вполне готова удовлетворить все потребности жителей республики. Закон торговли — спрос определяет предложение — никто не отменял. Если кто-то и уйдет с потребительского рынка, его заменят другие субъекты торговли. 

— Но какие форматы торговли, по вашим оценкам, обладают наибольшими перспективами в Беларуси? 

— Современные торговые форматы коренным образом меняют характер организации торговли и предоставления услуг конечному потребителю. Основные направления развития внутренней торговли определены в утвержденной правительством отраслевой программе на текущую пятилетку. В части развития новых форматов розничной торговли можно говорить о четырех направлениях. 

Во-первых, повышение удельного веса новых торговых форматов — переход от независимых магазинов к сетевым структурам. Последние демонстрируют более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации, которая позволяет снижать издержки за счет проведения единой закупочной политики; строить собственные распределительные центры, частично вытесняя дистрибьюторов; использовать современное программное обеспечение, улучшая системы учета товарных и финансовых потоков. Основная часть оборота среди новых торговых форматов приходится на супермаркеты, гипермаркеты и дискаунтеры. 

Во-вторых, приближение новых торговых форматов к покупателю в пространстве. Специальная ниша обустраивается теми, кто развивает торговый формат «магазинов у дома» или «соседских магазинов». Их характеризуют удобный  (часто круглосуточный) режим работы и, главное, расположение в пределах «шаговой» доступности — короткой пешей прогулки. Такой магазин рассчитан на проживающие в радиусе 400—800 метров 2—3 тысячи семей, которые делают покупки от двух до семи раз в неделю. Подсчеты маркетологов показывают: если до супермаркета нужно добираться дольше 10 минут, большинство людей предпочтет сделать покупку в магазине, который находится ближе к дому. В отличие от гипер- и супермаркетов, ориентирующих покупателей на серьезный шопинг про запас, в магазинах у дома чаще совершаются отдельные целевые покупки для восполнения пробелов в ежедневных домашних потребностях. 

В-третьих, сейчас активно развиваем направление в эволюции торговых форматов — переход от рынков к более цивилизованным магазинным формам торговли. До начала нашего века ведущие рыночные игроки, формирующие свои сетевые структуры и открытые рынки, занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали товары более дорогих брендов, преимущественно европейского производства, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой и менее качественной импортной продукции, включая разного рода имитации известных торговых марок, в том числе и контрафакт. Сейчас розничные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответственно, они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. В этом отношении конкуренция в торговле обостряется внутри сегментов, так как расширяются интересы розничных сетей. 

Пора расцвета открытых рынков уходит в прошлое. Но в целом рынки не слишком торопятся сдавать свои позиции: в настоящее время через них проходит около трети розничного товарооборота. Однако розничные сети уже одерживают серьезные (хотя далеко не окончательные) победы в сфере торговли крупной бытовой техникой (холодильниками, телевизорами и пр.), где потребителей беспокоит надежность и качество товара, возможность его гарантийного и сервисного обслуживания. По-прежнему еще сильны позиции открытых рынков в сфере продажи строительных и отделочных материалов. По мнению Минторга, рынок должен со временем превратиться в место торговли, которым ему предназначено быть исторически — продажи продукции сельскохозяйственного производства и предметов ремесленной деятельности. 

Четвертое направление — развитие цивилизованных немагазинных форм торговли. Например, продажи по каталогам с прямой доставкой потребителю. Такая услуга пока недостаточно распространена в Беларуси, но обладает конкурентоспособным потенциалом: цены на товары по каталогу ниже, чем в магазинах, в связи с отсутствием издержек на аренду площадей, оборудование и персонал. Несомненно, возрастает и роль торговли с использованием сети Интернет. 

Что ожидает белорусскую розничную торговлю в ближайшем будущем? Прежде всего продолжится рост ее масштабов, будет возрастать удельный вес современных торговых форматов: гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров. Доля открытых рынков, павильонов и киосков снизится. Основная форма внемагазинной торговли, которая будет стремительно возрастать, — это розничная торговля с использованием сети Интернет. 

— Для повышения рентабельности торговых предприятий большое значение имеют модернизация и оснащение более совершенным торговым оборудованием, внедрение современных автоматизированных систем учета товаров, анализа спроса, логистики. Насколько проявляют инновационную активность предприятия торговли? 

— В последние годы инновационная активность отрасли значительно выросла. На цели технического перевооружения в 2005—2007 годах субъектами торговли было использовано более 180 млрд. рублей собственных средств, кредитов банков, средств инновационного фонда Министерства торговли и местных бюджетов. Если в 2001 г. можно было говорить о единичных торговых объектах, оснащенных системами учета движения товаров, то сейчас любая организация, которая планирует вводить в эксплуатацию новый крупный объект, закладывает в смету расходы по установке специальной компьютерной системы. В крупных оптовых предприятиях установлены и функционируют автоматизированные системы управления торговли (АСУТ), позволяющие отслеживать движение товаров на складах, своевременно формировать заявки производителям, следить за сроками хранения, обеспечивать четкий контроль за остатками и выполнением поступающих заявок организаций розничной торговли. Данные компьютерные системы позволяют делать детальный анализ спроса на товары и логистическое построение заявок производителям. 

Повышение инновационной активности организаций торговли является необходимостью для развития конкуренции, хозяйственной инициативы, формирования системы устойчивых связей с производителями, внедрения результатов развития научно-технического прогресса в торговлю и в конечном счете полного удовлетворения потребностей населения. В современных условиях жесткой конкуренции организация, которая не будет развивать материально-техническую базу, внедрять новые технологии, просто не выживет. 

— Сегодня у белорусских производителей вошло в моду создавать собственные фирменные торговые сети. По вашему мнению, насколько эффективен такой подход? 

— Развитие фирменной торговли в республике осуществляется в соответствии с основными направлениями Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также программами, определенными учредителями фирменных магазинов. К примеру, Министерством промышленности до конца текущего года планируется открытие фирменных магазинов РУПП «Витязь» в городах Пинск и Орша. В системе Минсельхозпрода наибольшее количество предприятий торговли функционирует в Департаменте по хлебопродуктам. В системе концерна «Беллегпром» количество фирменных магазинов в первом полугодии 2007 г. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года возросло на 43 процента. Организациями концерна «Белнефтехим» разработаны меро-приятия по развитию и совершенствованию собственной торговой сети. До конца текущего года планируют открытие собственных магазинов ОАО «Борисовский завод пластмассовых изделий» и ОАО «Гродно Азот». Основным направлением развития фирменной торговли концерна является расширение фирменных секций. 

Организациями фирменной и ведомственной торговли постоянно проводится  изучение покупательского спроса на выпускаемый ассортимент товаров, результаты которого учитываются при формировании производственных программ промышленных предприятий. Фирменная торговля призвана активно влиять на повышение качества и конкурентоспособности товаров, формирование положительного имиджа продукции. 

Одновременно Министерство торговли рассматривает иные варианты развития фирменной сети производителя путем открытия специализированных магазинов, где будет представлена вся отраслевая гамма товаров. Формирование производителями собственной торговой сети (в том числе за рубежом) способствует продвижению товаров на рынок, маркетинговым исследованиям, увеличению роста розничного товарооборота. Так, по данным Министерства статистики и анализа, в январе — октябре 2007 г. розничный товарооборот торговой сети по системе Минсельхозпрода составил 116,4 % к аналогичному периоду 2006 года, Минпрома — 110,2 %, концернов «Белгоспищепром» — 142,7 %, «Беллегпром» — 119,1 %, «Беллесбумпром» — 123,6 %, «Белнефтехим» — 120,0 %. 

— Еще не так давно рассчитаться с помощью пластиковой карточки было настоящей проблемой. На каком этапе находится реализация проекта по оснащению предприятий торговли и общественного питания оборудованием для приема безналичных платежей? 

— Мероприятиями по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы предусмотрено доведение к 2010 году доли безналичного денежного оборота с использованием банковских пластиковых карточек в сфере розничной торговли и оказания услуг населению до 30 %. В целях координации работ всех государственных органов по данному направлению правительством утверждены Государственная программа развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиков, на 2006—2010 годы и План мероприятий по переходу сферы торговли и услуг на безналичный расчет. 

В рамках данной программы и плана мероприятий разработано и принято постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от  7 февраля 2007 г. № 158/2, в котором определены критерии обязательной установки терминального оборудования в объектах торговли и сферы услуг, вплоть до стопроцентного оснащения всех контрольно-кассовых узлов. По состоянию на 1 октября 2007 г. в объектах торговли и сервиса было установлено 6063 платежных терминала для осуществления расчетов с помощью банковских пластиковых карточек, из них непосредственно в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании — 5627. За 9 месяцев 2007 года количество платежных терминалов увеличилось на 20,9 %, или на 972 единицы. Удельный вес магазинов и объектов общественного питания, принимающих банковские пластиковые карточки к оплате, в целом по республике составляет около 9 %. 

Для определения потребности отрасли в терминальном оборудовании и планировании работ по его установке в областях и г. Минске Министерством торговли утвержден План установки платежных терминалов в объектах торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2007—2009 годы, в соответствии с которым к 2009 г. предусматривается увеличение количества платежных терминалов на 3740 единиц. В течение 2006 — 2010 годов на эти цели из инновационного фонда Минторга планируется выделить более 1 млрд. рублей. Несмотря на положительную динамику развития технической инфраструктуры, доля безналичных платежей составляет около 3 % от товарооборота. 

Сегодня даже в тех объектах, где имеется полноценная возможность расчета с помощью карточки, наш покупатель предпочитает обналичить деньги в банкомате и рассчитаться банкнотами. Поэтому параллельно с техническим оснащением организаций необходимы популяризация среди населения безналичных расчетов, стимулирование их предоставлением скидок, бонусов при оплате товаров или услуг с использованием пластиковой карточки, проведение широкомасштабных кампаний, пропагандирующих преимущества использования современных платежных инструментов. Определенные подвижки в этом направлении уже есть. 

— Благосостояние белорусов растет. А как меняется потребительский спрос в Беларуси? Какое влияние оказывает на него развитие системы кредитования? 

— С ростом благосостояния населения республики происходит переориентация покупательского спроса. Больше приобретается технически сложных товаров длительного пользования, мебели, одежды, обуви... Наметились позитивные изменения в структуре товарооборота в сторону увеличения доли непродовольственных товаров. Если в 2000 году она составляла 39,3 %, то за январь — сентябрь 2007 года — 48 %. 

Меняется и структура спроса на продукты питания населением: увеличивается доля биологически ценных продуктов, снижается — углеводосодержащих. По сравнению с 2000 годом потребление на душу населения рыбы и рыбопродуктов выросло с 9,5 до 17,6 килограмма на человека в год, овощей и бахчевых — с 93 до 118, плодов и ягод — с 25 до 46, масла растительного — с 8,7 до 14,3 килограмма, яиц — с 224 до 234 штук на человека в год. В то же время снизилось потребление хлеба, макаронных изделий, муки, крупы в среднем на 10 %. Прослеживается тенденция роста сегмента более ценных и дорогих продуктов питания. 

На увеличение реализации товаров позитивное влияние оказывает развитие потребительского кредитования. Большинство граждан берут кредиты для покупки дорогостоящих бытовых приборов с длительным сроком службы: стиральных машин, телевизоров, холодильников. Объемы реализации этих товаров по сравнению с прошлым годом увеличились на 5—17 %. 

Предоставляемые банками кредиты весьма разнообразны: это и кредиты на потребительские нужды, и специальные кредиты на покупку каких-либо определенных групп товаров (например, для покупки автомобилей, кредит «мобильный» на покупку мобильных телефонов и т.д.). Предоставляют кредиты населению и ряд организаций торговли, причем зачастую на более выгодных условиях: без внесения первоначального взноса, с минимальными временными затратами на оформление документов, с невысокой платой за пользование кредитом (от 5 до 10 % годовых) либо вообще беспроцентные. Торговые организации потребительской кооперации, помимо непродовольственных товаров, отпускают в кредит также и продовольственные товары без платы за пользование кредитом. 

--------------------------

Справка «ЭС» 

Супермаркеты (примеры: универсам «Радзивилловский», «Центральный», «Брест» в г. Минске) — пионеры новых магазинных форматов — это магазины с торговой площадью от 650 до 2000 кв. м. Торговые залы некоторых из них могут достигать и 4000 кв. м, но чаще всего это площади в 1000—1500 кв. м. Супермаркеты предлагают широкий товарный ассортимент — от 4 тыс. до 20 тыс. наименований (обычно 10—15 тыс. товарных позиций, примерно 80 % из которых составляют продовольственные товары). Для супермаркетов характерно высокое качество обслуживания. 

Гипермаркеты (примеры: «Гиппо», «Корона», «Простор») намного крупнее, их торговая площадь, как правило, превышает 5 тыс. кв. м. Предлагаемый ими товарный ассортимент — более 30 тыс. позиций, иногда 60—70 тыс. Доля продовольственных товаров здесь меньше, чем в супермаркетах, — 60—65 %. Гипермаркеты больше рассчитаны на самообслуживание, что компенсируется большим торговым пространством и широким ассортиментом, а также относительно низкими ценами, по многим товарным позициям приближающимся к ценам открытых рынков. Гипермаркеты характеризуются эффективной организацией торговли, предоставлением покупателям разнообразных услуг, наличием просторных парковок. 

Дискаунтеры (пример: «На недельку», «Евроопт»), или универсамы экономичного класса, внешне напоминают супермаркеты, но, как правило, меньше по масштабам (их стандартная торговая площадь — 400—1000 кв. м). Товарный ассортимент дискаунтеров значительно скромнее (от одной до трех тысяч наименований), с ориентацией на наиболее быстро реализуемые товары. Здесь присутствует меньше известных брендов, цены заметно ниже (торговая надбавка не превышает 10—15 %). Дискаунтеры ориентируются на тех, для кого цена является решающим фактором при выборе магазина. Соответственно, ниже в них и качество обслуживания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter