Свободно конвертируемые знания

Могилевских бизнесменов усадили за парты
Могилевских бизнесменов усадили за парты

Занятия специально для предпринимателей проводятся в Могилеве вот уже год. Наибольшей популярностью пользуются однодневные семинары под названием «Основы законодательства Республики Беларусь в сфере торговли и защиты прав потребителей». За 8 академических часов коммерсанты узнают, какая продукция подлежит обязательной сертификации, как не нарушить требования санитарных норм, как вести себя с покупателями и клиентами, чтобы не оказаться втянутыми в судебную тяжбу, и вообще, как завоевать популярность у горожан частному магазину, парикмахерской или ателье. После обучения слушателям выдается сертификат, а стоит участие в семинаре всего 20 тысяч рублей.

...Я попала как раз на урок по защите прав потребителей. Десятка полтора «студентов» разных возрастов внимательно слушали юриста Наталью Павловскую. Чтобы не мешать учебному процессу, прикрыла дверь в аудиторию и пошла знакомиться с начальником участка Могилевского городского центра развития малого предпринимательства Владимиром Седачем, от которого и узнала, что за последние полгода этот семинар прослушали уже 216 бизнесменов. Почти так же популярны трехдневные занятия по охране труда и трудовому законодательству. В частном секторе экономики с охраной труда пока, к сожалению, дела обстоят не совсем благополучно, и руководители фирм спешат восполнить пробелы в знаниях. Консультации по охране труда проводятся совместно с республиканским институтом высшей школы, а заканчиваются обязательным экзаменом, и слушателям (обычно это руководители и те, кто работает на предприятиях в экзаменационных комиссиях) выдается уже не сертификат, а свидетельство.

Есть в центре и более продолжительные курсы, например по бухгалтерскому учету, по управленческому учету. «Вообще–то наши «студенты» учатся с удовольствием и занятий не пропускают, — рассказал мне Владимир Владимирович. — Всем интересуются, задают много вопросов».

Это подтвердила и преподаватель Наталья Павловская сразу после окончания своей «пары». А еще она рассказала, что подавляющее большинство слушателей — люди средних лет, одни из которых только начинают свой бизнес, другие уже имеют опыт работы. Изредка попадаются и «всезнайки» — те, кто начинал торговать еще в начале 90–х, когда было модно мотаться в Польшу и обратно. Записываются такие люди на занятия «на всякий случай», при этом полагая, что уж их–то учить нечему. А потом убеждаются, что это не так, благодарят.

Но самые прилежные ученики — парни и девчонки, которые, к сожалению, появляются здесь не так часто. Зато уж если приходят, к занятиям относятся весьма серьезно: ведут конспекты, интересуются, какую специальную литературу лучше выписать, чтобы и окончив учебу, не отстать от жизни. Кстати, у тех, кто прослушал лекции, очень редко возникают конфликты с клиентами.

— Если что–то и случается, бизнесмены сами приходят к нам в общество защиты потребителей, спрашивают совета, как поступить, — припоминает буквально единичные случаи Наталья Павловская. — И стараются все решить мирно, не доводя дела до суда.

Сегодняшние слушатели оказались весьма неразговорчивыми. Правда, из них удалось вытянуть, что на занятиях они узнали много нового, но почему–то никто так и не пожелал «рассекретить» ни фамилий, ни имен.

Зато девушка Татьяна, торгующая на одном из могилевских рынков, не стала делать тайны из того, что сравнительно недавно повысила свой образовательный уровень в центре развития предпринимательства. После этого у нее ни разу не возникало недоразумений с покупателями, даже товар стал расходиться лучше, а при проверке строгие контролеры не нашли в работе бизнес–леди ни одной оплошности.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter