Александр Шумилин – о приоритетных направлениях работы ученых, беспилотном транспорте и экспорте высокотехнологичной продукции

Свободно конвертируемые идеи


В этом году наша страна поднялась на 72-е место в Глобальном инновационном индексе. Пару лет назад мы заняли 53-ю строчку в рейтинге стран-инноваторов. Такая оценка неудивительна, ведь у нас ежегодно создается от 3 до 5 инноваций мирового уровня. Логичным продолжением такой работы стал проект Указа «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021—2025 годы». О том, как идет работа над документом, чем в ближайшие пять лет будут заниматься ученые и практики, у председателя Государственного комитета по науке и технологиям Александра Шумилина узнавала журналист «Р».

Тон задают ученые


— Александр Геннадьевич, новый документ — логичное продолжение Указа «О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016—2020 годы». В чем его существенные отличия?

— Новый документ будет более широким, всеобъемлющим. Он охватит не только прикладное направление, но и науку, инновации. Очевидно, что ученые задают тон развитию экономики. А она, в свою очередь, должна задействовать самые передовые мировые технологии. Поэтому над новым документом работала большая команда экспертов. Проект подготовлен с учетом Концепции национальной безопасности, предложений Национальной академии наук, государственных органов и организаций всех форм собственности, а также комплексного прогноза научно-технического прогресса страны на 2021—2025 годы и на период до 2040 года. Кроме того, он учитывает интересы государств — участников ЕАЭС.

— Страны ЕАЭС также имеют внутреннее законодательство, направленное на развитие инноваций?

— Да. И перед подготовкой нашего документа мы его внимательно изучили. Например, в России действует документ с похожим названием «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». В Казахстане приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, а приоритетные направления стратегических, фундаментальных и прикладных научных исследований и вовсе определяются статьей № 3 Закона «О науке». Подобные документы есть в Кыргызстане и Армении.

 Шесть приоритетов


— Какие направления в документе выделены в числе приоритетных, как шел их отбор?

— Что такое приоритетность? Это не только востребованность на рынке, но и сама возможность продвигать направление с учетом имеющегося задела и развития материально-технической базы, наличия специалистов необходимой квалификации. Исходя из этого, в качестве приоритетных на следующие пять лет мы выделили шесть направлений. В их числе — наукоемкие информационно-коммуникационные, цифровые и междисциплинарные технологии. Такие, например, как понятные всем и каждому технологии умного города, электрические и беспилотные транспортные средства. Но не только они, ведь список очень велик. Сюда входят и наноматериалы, и нанотехнологии, нанодиагностика, радиоэлектронные системы и технологии, приборостроение, мультимасштабные аддитивные технологии и многое другое. Вторым приоритетом значится развитие биологических, химических, медицинских и фармацевтических технологий. В частности, к этому направлению относится персонифицированная медицина. Третье направление затрагивает вопросы энергетики, экологии и радиационной безопасности. Следующее касается машиностроения и инновационных материалов. Пятое — агропромышленных и продовольственных технологий, а шестое — безопасности человека, общества и государства.

Электрические и беспилотные транспортные средства — приметы умного города.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

— Как правило, эффективность любого документа подтверждается на практике. Какие задачи ставятся перед нашими учеными и производственниками?

— Есть такое понятие, как удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме произведенной. Так вот, до 2025 года эта цифра должна составить не менее 22 процентов. У нас уже есть поводы для гордости. Даже когда в 2015-м этот показатель составлял всего 13,1 процента, он превышал значения не только среди всех стран ЕАЭС, но и средний уровень государств, вступивших в ЕС после 2000 года (12,1 процента). Более того, цифра была сопоставима с такими ведущими странами ЕС, как Австрия (13,3 процента), Италия (11,9 процента) и Бельгия (9,9 процента). Есть еще один показатель, к которому мы будем стремиться, чтобы доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции составила 35 процентов, или более трети в общем объеме белорусского экспорта. А это достаточно амбициозная задача.

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter