Свободная экономика Катиного Бора

«В Беларуси нет бизнеса?!» — такой вопрос вызывает у брестчан улыбку недоумения. «Вы в Катин Бор съездите…»

«В Беларуси нет бизнеса?!» — такой вопрос вызывает у брестчан улыбку недоумения. «Вы в Катин Бор съездите…» Этот промышленный район в Бресте в шутку называют островком капитализма. Там раскинулась своими аккуратными административными и производственными зданиями свободная экономическая зона «Брест». Сегодня относительно небольшая территория – 71 квадратный километр, но по экономическому потенциалу приближается к остальному городу. А ведь еще недавно на месте фабрик и заводов чернели лужами тривиальные пустыри…

Семь лет отмерь

В этом году у СЭЗ «Брест» совпали сразу две знаменательные даты: десятилетие с начала работы и совершеннолетие – если считать от даты зарождения. Ведь еще в декабре 1988 года Совмин СССР принял постановление, которое позволяло создавать в некоторых регионах Союза специальные территории для совместной коммерческой деятельности отечественных предприятий и иностранных инвесторов. Тогда для СЭЗ выбрали несколько портовых городов: Одессу, Находку, Калининград, Выборг. Единственным «сухопутным» кандидатом в списке значился только белорусский Брест. В 1989 году областное руководство уже присматривало вблизи города подходящее место для новой промышленной зоны.

Увы, бурные политические события отложили практическую часть реализации проекта на несколько лет. В начале 90-х политики экономикой интересовались слабо: делить власть в парламенте было намного проще и привлекательнее. Более того, многим вещам было модно придавать искусственно политическое звучание. Не избежал сей участи и проект свободной экономической зоны «Брест». Грамотные экономисты понимали: без иностранных инвесторов не обойтись.

Вот только беда: капитал тянется к порядку и чурается хаоса — политического, финансового, законодательного… Кстати, в мире коммерции пропадает идеологическая «несовместимость». Яркий пример – Китай, с которым с удовольствием сотрудничают американские и европейские инвесторы. Может, воротилы Сити и Уолл-стрит и не согласны с «символами веры» китайцев, но для них это вопрос второстепенный. Главное — вложенные деньги приносят прибыль, а китайское правительство способно гарантировать безопасность вложенных средств.

Увы, в начале 90-х пестрая и изменчивая белорусская действительность своей «стабильностью» могла заинтересовать разве что аферистов, но никак не серьезных коммерсантов. Объективно свои перспективы белорусские СЭЗ приобрели только после президентских выборов 1994 года и стабилизации власти: 20 марта 1996 года глава государства подписал Указ

№ 114 о создании в Беларуси первой свободной экономической зоны. Причем изначально были грамотно сформулированы правовые и экономические основы нового образования.

— По инициативе Президента были организованы переговоры с правительством земли Северный Рейн-Вестфалия, — вспоминает Николай Кривецкий, глава администрации СЭЗ «Брест». – Разработку нормативной базы по СЭЗ заинтересованные министерства и ведомства вели совместно с немецкой консалтинговой фирмой КПМГ из Дюссельдорфа. В результате в Бресте удалось создать приемлемые условия и для иностранных, и отечественных инвесторов. А также сделать белорусскую зону конкурентоспособной среди европейских свободных экономических территорий.

Проверка временем

Время – лучший судья. Западный опыт показывает: в первое десятилетие в зоны приходит мелкий и средний инвестор. Как бы ведет «разведку боем»: надежность места, лояльность властей, особенности экономического законодательства. Этот этап СЭЗ «Брест» прошла успешно. Сегодня в ней зарегистрировано 97 предприятий, из которых 77 – с долей иностранного капитала из 22 стран. Десять лет назад лидировали иностранцы, сегодня вперед вырвались белорусы – 24 процента инвестиций. Дальше идет Германия – 17,5 процента, Россия – 14,6, Польша – 13…

Законодательно белорусские власти сделали все возможное, чтобы капитал хорошо чувствовал себя в СЭЗ. Большие льготы предприятия-резиденты получили в налогообложении: от некоторых фискальных платежей их освободили полностью, другие уменьшили наполовину. Оборудование и сырье для производства импортозамещающей и экспортной продукции не облагаются таможенными пошлинами. Плюс упрощенные правила регистрации предприятий и формирования уставного капитала. И другие преференции.

Впрочем, мировые аналитики утверждают, что популярность любой СЭЗ кроется не только в количестве послаблений. Многое зависит от географических координат зоны. И Брест идеально подходит для развития производства. Город стоит в центре транзитных сообщений. Во всех направлениях уходят железнодорожные пути, причем снабженные системой перевода на стандарт европейской колеи. Разветвленная сеть автомобильных дорог соединяет областной центр со странами Балтии, Европы, дальневосточными, азиатскими и южными регионами. Особенное значение имеет международный транспортный коридор № 2 – Лондон—Берлин—Варшава—Брест—Минск—Москва. А всепогодный международный аэропорт первой категории соединяет город со всем миром. Взлетная полоса (2600 метров) способна принимать даже тяжелые транспортные самолеты, такие, как «Руслан». Водная артерия связывает Брестский речной порт через Днепровско-Бугский канал с Черным морем.

Вся совокупность благоприятных факторов катализировала динамичное развитие производства. На месте болотистого пустыря выросли современные цеха. О прошлом напоминает лишь пара небольших прудиков, эстетично оформленных ландшафтными дизайнерами. За 10 лет зона стала играть не последнюю скрипку в экономике области – без малого 16 процентов промышленного производства. В прошлом году СЭЗ выпустила продукции на 930 миллиардов рублей. Поставки на внешние рынки составили более 260 миллионов долларов.

Некоторые пожмут плечами: мол, льготы-то какие дали. Но именно преференции позволили предприятиям стать на ноги, окрепнуть, вырваться на зарубежные рынки. И сегодня за счет оборотов СЭЗ с лихвой возвращает государству «фискальные долги». Сегодня на каждого работника Катиного Бора приходится в 2,5—3 раза больше отчислений в бюджет, чем в среднем по области. Косвенно зона стимулирует и другие брестские предприятия: транспортные, строительные, энергетические…

Эксплуататора нашли?!

Уважение брестчан СЭЗ заслужила не макроэкономическими успехами, а социальными. Во-первых, появилось более 14 тысяч новых рабочих мест. И каждый год их количество увеличивается на 15—20 процентов. В Катин Бор буквально очередь стоит на трудоустройство. Социальные и трудовые гарантии одинаковы по всей стране, но здесь зарплата намного выше. Ведь в условиях регистрации резидентов СЭЗ сказано: плати сотрудникам сколько хочешь, но не ниже 120 процентов средней зарплаты по республике.

— Не выпьешь и не украдешь – это точно. А в остальном, так чтобы на всех предприятиях так «эксплуатировали», — шутят местные рабочие.

Да, с дисциплиной здесь строго. Особенно у «пищевиков»: режим дезинфекции соблюдают жестко. Зато и рабочие выглядят, как в «застойных» фильмах 70-х: в аккуратных комбинезонах или робах, подтянутые, степенные… У них самая большая проблема – парковка. Многие приезжают на работу на личных машинах, поэтому перед проходной на транспорте не приткнуться из-за обилия иномарок.

Выполнила зона и другую социальную роль: поспособствовала насыщению белорусского потребительского рынка. Помните 90-е – полупустые полки с дорогим импортом. А предприятия СЭЗ смогли предложить нашему потребителю качественные и недорогие товары.

А деньги оставляют тут

— В Беларуси свободные экономические зоны появились позже, чем у соседей. И это даже к лучшему, — считает Василий Соловчук, заместитель главы администрации СЭЗ «Брест». – Поэтому нам удалось избежать многих российских ошибок. Скажем, в РФ в некоторых зонах регистрировали оптовые торговые компании. Многие из них использовали льготы для «прокручивания» денег. В Бресте все резиденты изначально занимаются только производством. Причем ориентированной на экспорт продукции или импортозамещающей.

Одна из льгот, дарованная «зональным» предпринимателям, – возможность беспрепятственного перевода прибыли за рубеж. Но она в СЭЗ не пользуется популярностью. Большинство учредителей еще ни разу не брали дивидендов: все собственные средства вкладывают в развитие предприятий и еще привлекают сторонние капиталы. При большом экспортном потенциале в последние годы внешнеэкономическое сальдо БСЭЗ нередко получалось отрицательным: на предприятия активно импортировали новое оборудование и технологии. И не стоит смущаться, что только около четвертой части предприятий принадлежит белорусам. Да, превалируют иностранные деньги, но предприятия-то белорусские, налоги платят в наш бюджет. И будут это делать еще не один год.

Ведь все они – производственники. Значит, осели в стране надолго. Цеха, в отличие от торговли, так просто не снимешь и не перенесешь в другую страну.

Сегодня некоторые резиденты СЭЗ создают новые предприятия вне зоны, без льгот, на общих основаниях. Белорусской стабильности коммерсанты доверяют, а это краеугольный камень инвестиций. Скажем, некоторые компании пошли в рост 4—5 лет назад. В 2001-м СЭЗ посетил Президент, побывал на некоторых предприятиях, лично познакомился с их руководителями… Тогда мебельный завод BRW выпускал только стулья, а «Инко-Фуд» — несколько видов сосисок. Александр Лукашенко отметил: хорошо бы расширить ассортимент, Беларусь в этом заинтересована. А слово Президента вкупе с лояльным экономическим законодательством – надежнейший гарант для инвестиций. Вскоре номенклатура продукции некоторых компаний увеличилась в несколько раз.

А в начале октября 2005-го СЭЗ замерла в ожидании: обсуждался новый список импортозамещающей продукции, по сути – пересматривались льготы. И некоторых эти изменения сильно озадачили. Инвесторы навострили уши, временно приостановили переговоры о новых проектах. Но в декабре все еще раз удостоверились: в республике законные интересы не ущемляются. В правительстве прошел ряд дополнительных совещаний, изучили документы, учли доводы заинтересованных… Компромисс нашли, и жизнь снова забурлила в Катином Бору. Уже к концу этого года БСЭЗ планирует «подарить» белорусской экономике еще несколько крупных проектов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter