Свобода самовырождения

Каждый ли может быть творцом и художником? Cкажем, снимать кино? Мы с вами как–то даже незаметно дожили до такого времени, когда — да, каждый. Что подкреплено мировыми техническими достижениями, а также неустанной борьбой за права человека на все, включая самовыражение.

Фото pixabay.com

Вот сюжет комедийного, уже готового к выходу в прокат российского кино. Привилегированная семья, живущая на особом положении, встречает Новый год. На праздник приходят два посторонних человека. И начинается... извините, комедия. Потому что сначала хозяевам приходится скрывать свое благосостояние, а потом заключить с гостями некое соглашение.

Кино и кино, сюжет и сюжет, скажете вы. А вот и нет! Главная фишка фильма заключается вот в чем: действие происходит в 1942 году в блокадном Ленинграде. Каково, а? Давайте вместе с авторами и героями похохочем над бытовым конфликтом интересов на фоне блокады, поржем над чиновниками и депутатами воюющего Ленинграда и не только.

Честно говоря, непонятно, как объяснить таким «творцам» со смещенными или попросту отброшенными понятийными ориентирами, что хорошо, а что плохо. Он же, режиссер, уверен, что «Жданову приходили вагоны с едой». И тот их, эти вагоны, очевидно, непрерывно жрал — «мне рассказали». Можно ли таким как–то вдолбить, что солдат из Брестской крепости пошел за водой (а до речки–то рукой подать!) и не вернулся — это не смешно. И это не тема для комедии. И это вообще не тема для таких «креативных» и «либеральных», какими они сами себя видят. Ну вот не тема — и все: не доросли, не готовы, не способны. Но, повторю, технические достижения и права человека утверждают обратное.

Теперь каждое публичное высказывание — хоть депутата, хоть блогера — на тему «запретить» и «не пустить» лишь добавляет «кину» скандальной известности. А режиссеру — еще и ореол «мученика за творчество». «Мой фильм — художественный, я все выдумал! — заявляет он. — И надеюсь, что имею на это право в нашей стране» (общечеловеческие права, помните?). Тем более есть же комедийные фильмы о войне, тот же «Бумбараш» или «Служили два товарища», оправдывается и одновременно атакует творец. Мол, чем я хуже?

Как объяснить такому и таким, что — всем? Ну вот — всем. Похоже, никак. Хотя... такой способ: ты «не веришь, что есть темы, над которыми нельзя смеяться, другой вопрос, насколько талантливо это сделано». Окей, тогда сходи, к примеру, на праздник воинов–«афганцев» и посмейся им в лицо. Расскажи сюжет, покажи в лицах, изобрази ключевую сцену с цинком. Думаю, сразу станет понятно, насколько это талантливо. Объяснят немедленно и очень–очень доходчиво.

Так ведь — не пойдут. Будут кричать «против цензуры в любом ее виде», надрываться о «запретных темах» и убеждать, что «это из–за параллелей нас сейчас так активно хотят запретить». И попробуй скажи, что для нахрапистой бездарности вкупе с бурно–активным цинизмом и правда есть запретные темы. Которые общество, имеющее определенные моральные и нравственные устои, молчаливо просило бы не трогать.

Скоро белорусы будут праздновать 75–летие освобождения своей страны. Как бы сие ни претило тем фальсификаторам и исказителям истории, которые есть и у нас. Но — почувствуйте разницу! — есть–то они есть, но я в страшном сне не могу себе представить, чтобы кто–то не то что снял, а даже задумал комедию про Хатынь. И если для сохранения этого правильного состояния душ нужно бить по рукам — как детям, которые тянут руки к огню, — значит, надо бить. Здоровье ребенка важнее. Как и здоровье народа.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter