Свобода от совести неотделима

Уместно ли использование общественных организаций в религиозных целях?
Уместно ли использование общественных организаций в религиозных целях?

Нести в народ слово Божье — миссия, спору нет, благородная. Но лишь в том случае, если проповедники действуют в рамках закона. Беззаконие, как известно, ни на земле, ни на небесах не приветствуется. Однако у отдельных активистов одной довольно влиятельной американской клерикальной организации, провозгласившей «крестовый поход» во имя Христа, по всей видимости, иная точка зрения на этот счет. В суматохе начала 90–х филиалы «новых крестоносцев» появились во многих странах СНГ. Закипела бурная проповедническая деятельность. По большому счету, кто против? Вот только что настораживает: почему «крестовый поход» в Беларуси на протяжении ряда лет маскировался с помощью витрин различных общественных организаций, почему миссионеры не зарегистрировали свое представительство официально? В конце концов «партизанской» деятельностью переодетых в светские одежды проповедников всерьез заинтересовались правоохранительные органы, в том числе и управление КГБ по Минску и Минской области. Результаты проверки наводят на ряд размышлений.

Плевелы вместо зерен

Первые сведения об иностранных миссионерах, согласно данным правоохранительных структур, относятся к 1993 году. Как правило, гости из–за океана прибывали в страну по приглашению благотворительных и образовательных организаций либо по туристическим визам. Увы, оперативникам удалось установить, что некоторые из примкнувших к Христовой славе оказались отнюдь не бессребрениками.

В частности, проверив финансовую деятельность одной международной общественной организации, созданной «новыми крестоносцами» на территории нашей страны и специализировавшейся на проведении детских лагерей по изучению английского языка в Молодечненском и Столбцовском районах, сотрудники правоохранительных органов обнаружили много интересного. А чуть позже суд установил: 5 июля минувшего года руководитель этой организации, гражданин Беларуси, получил от американцев ни много ни мало 14 тысяч долларов (по его словам, в качестве гуманитарной помощи), однако соответствующего разрешения департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента, а следовательно, и права принимать подобные «дары» не имел. Более того, ни в один из белорусских банков в течение положенных пяти дней деньги на счет не поступили. В чьих карманах осели столь внушительные средства, остается только догадываться. Таким образом, был грубо нарушен Декрет Президента «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи». Ну а нарушитель в лице руководителя МОО схлопотал солидный штраф — 1 миллион 275 рублей.

При всем при том, что деньги на «языковые нужды» шли из–за рубежа немалые, за пребывание в лагере с родителей детей взималась плата от 50 до 85 тысяч рублей. Не иначе как за «факультативные» занятия. Дело в том, что в перерывах между зубрежкой английского алфавита, по свидетельствам ребят, проводились... библейские семинары. В чем, собственно, криминал? Налицо признаки незаконной религиозной деятельности. Можно, конечно, списать религиозный уклон языковых курсов на незнание миссионерами белорусских законов. Только ведь это не единственный случай, когда зерна не были вовремя отделены от плевел.

Итог закономерен: в начале нынешнего года «общество языковедов» лишилось регистрации и официального статуса.

Проповедь и отповедь

В оперативных материалах содержатся сведения и о географии движения по нашей стране известного фильма «Иисус». Местные миссионеры-«кресто-носцы» без устали слали в центральный офис бравурные отчеты: дескать, кинолента демонстрировалась во всех, даже самых отдаленных деревушках нашей страны. Как выяснилось, успехи просветительской деятельности оказались сильно преувеличенными. Составители сих докладов явно не прочь были прихвастнуть перед боссами. Приписки произвели впечатление. Гонорары за труды лишь отчасти праведные были выплачены весьма приличные.

Среди прочих в один прекрасный день в Беларусь приехал господин Джеффри Л., руководитель другого международного общественного благотворительного объединения и одновременно член «крестоносной» организации. И так уж вышло, что мне довелось познакомиться с ним лично. Впрочем, об этом чуть позже... А пока — еще факты. В мае этого года сотрудники одного из РУВД Минска обнаружили в квартире на проспекте Пушкина, некогда являвшейся юридическим адресом МОО, несколько тысяч экземпляров религиозной литературы. А двумя днями позже был задержан автомобиль экспедитора господина Л. приблизительно с 3 тысячами видеокассет того же содержания без каких–либо сопроводительных документов. Досадное недоразумение, как утверждает Джеффри Л.? Как сказать. Ведь не исключено, что тактика отрицания в данном случае избрана в качестве щита...

Религиозный характер предоставленных на экспертизу аудио– и видеоматериалов и литературы подтвердили специалисты Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров. А также в своем заключении отметили: количество изъятого свидетельствует о том, что его использование не связано с личными нуждами одного из членов МОО, как твердит господин Л., а вероятнее всего, «конфискат» предназначался для распространения. В соответствии же с Законом «О свободе совести и религиозных организациях» распространение подобных материалов может осуществляться только религиозными организациями. Кроме того, нарушен порядок ввоза религиозной продукции в Беларусь: он осуществлен без религиоведческой экспертизы.

Наконец, не так давно господин Л. был подвергнут административному взысканию за... незаконную религиозную деятельность. Общественный деятель, как утверждали очевидцы, проповедовал в богословской семинарии. После предыдущих стычек Джеффри Л. с законом данный факт на счет «досадного недоразумения» не отнесешь.

Щит — не меч?

Господин Л. пришел в редакцию не с пустыми руками. Предъявил целую кипу отчетов о благотворительных акциях, фото, на которых их участники дарят миру счастливые улыбки. Если это действительно так, большое спасибо от имени страны и моего лично как ее гражданки. Но дело–то в другом. А господин Л., как назло, на протяжении нашего длинного диалога то ли в самом деле не понимал, о чем речь, то ли делал вид, что не в состоянии понять. Я пыталась ему объяснить, в сущности, очень простые вещи. Есть страна, в которой он, американский гражданин, живет и работает. Есть законы этой страны, которые всякому живущему в ней надлежит уважать. И вряд ли систематическое нарушение этих законов может считаться «недоразумением». Жаждете проповедовать? Делайте это открыто, в равных с остальными конфессиями условиях. К чему прятаться за чужими личинами и превращать миссионерство в детектив?


В Беларуси в установленном законом порядке зарегистрированы 3 тысячи 30 религиозных организаций, из них 2 тысячи 886 религиозных общин и 144 организации республиканского общего конфессионального значения.

Компетентный комментарий

— Как известно, религиозные и общественные организации в соответствии с законодательством различаются по целям деятельности, — излагает свою точку зрения по поводу сложившейся ситуации консультант Комитета по делам религий и национальностей Денис Елизаров. — Религиозные — организуют духовную жизнь. Общественные — оказывают содействие в решении других важных для общества проблем: пропагандируют здоровый образ жизни, занимаются оздоровлением наших граждан, помогают раскрывать творческие способности и т.д. Вместе с тем руководители отдельных общественных объединений под видом общественной деятельности пытаются распространять религиозные идеи, чем нарушают закон. В том числе могут обучать религии детей без разрешения на то родителей. Я бы сказал, что подобные организации служат своеобразным буфером в процессе привлечения новых членов в те или иные религиозные структуры. И это явление отнюдь не безобидное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter