Свобода определяется четкостью правил

Свободные экономические зоны - изобретение не белорусское.
Свободные экономические зоны - изобретение не белорусское. Но идея их создания в нашей стране, а позже и ее реализация не могли не иметь некоторых особенностей. В России и Китае, к примеру, в качестве основных целей ставились вовлечение в экономический процесс обширных малоперспективных территорий и избыточной незадействованной рабочей силы. В нашем компактном и четко управляемом государстве такие вопросы вполне успешно решаются и без создания специфических экономико-административных образований. Поэтому при создании СЭЗ предполагалось, что они в первую очередь должны стать мощными центрами технологических инноваций, полюсами притяжения инвестиций, локомотивами наращивания экспортного потенциала страны и производства импортозамещающей продукции. Оправдывают ли белорусские СЭЗ эти ожидания? Этому вопросу и было посвящено вчерашнее совещание у Президента.

Изучая статистику работы СЭЗ, несложно прийти к выводу, что с 1996 года, когда была создана первая из них, некоторый прогресс налицо. Число резидентов СЭЗ приближается к 300 и подавляющее большинство из них занимается производством. Общий объем инвестиций несколько превысил 100 млн. долларов. За прошлый год резиденты СЭЗ увеличили объемы производства на 45,3 процента, экспорта - в 1,6 раза... Но, как справедливо заметил Президент, если в первой точке отсчета ноль, то динамика в любом случае будет впечатляющей. Нам же надо смотреть не столько на абсолютные цифры, сколько на данные, отражающие вклад зон в работу экономики в целом. А здесь, увы, не все столь радужно. Доля СЭЗ в общем объеме производства по стране - 2,3 процента, в инвестициях в основной капитал - 1,8, в экспорте - 3,1 процента. Прямо скажем - негусто...

Есть некоторые не совсем хорошие последствия работы зон и не арифметического свойства. Продукция их резидентов на прилавках белорусских магазинов - не редкость. Но произведенная в льготных условиях, созданных специально для стимулирования экспорта, она просто выбивает почву из-под ног наших же производителей, работающих в обычных условиях. Это называется просто - недобросовестная конкуренция. Отмечал Александр Лукашенко и тот факт, что основная масса товаров из зон уходит в Россию. Здесь по меньшей мере три настораживающих момента. Во-первых, вновь идет жесткая привязка к одному рынку, во-вторых, через прозрачную границу продукция вновь возвращается в нашу страну, ну и, в-третьих, сам факт наличия единого таможенного пространства с союзным государством заставляет задумываться над правильностью поставок туда товаров, произведенных в льготном режиме.

Словом, вопросов в развитии свободных экономических зон накопилось немало и настало время их решить. При этом Александр Лукашенко отмечал, что в правильности самой сути идеи сомнений нет. Но необходимо сформулировать четкие и единые правила работы всех СЭЗ, прозрачные и понятные для реальных и потенциальных инвесторов и не противоречащие интересам государства. В самом деле, наверное, не совсем правильно, когда для четырех зон действует один тип льготного режима, а для двух - другой. Поэтому резидентов необходимо в правах уравнять, впредь не создавать предприятий, аналогичные которым в стране уже есть, и вообще устранить всякую возможность для проявления недобросовестной конкуренции. Все это найдет отражение в нормативном акте, который будет подготовлен до конца первого полугодия. Президент поставил три ключевых условия: соответствие новых правил нормам международного права и мировой практике; они ни в коем случае не должны ухудшить положение работающих ныне резидентов СЭЗ; должны быть четко продуманы и ясно сформулированы, чтобы можно было гарантированно не менять их в долгосрочной перспективе.

В ходе совещания прозвучало и еще одно, одобренное Александром Лукашенко, предложение. Озвучил его помощник Президента Валерий Цепкало. В отличие от действующих СЭЗ, ориентированных в основном на выпуск промышленной продукции, предложено создать структуру, ориентированную на стимулирование интеллектуального труда. "СБ" не раз писала о солидном потенциале белорусских программистов, электронщиков и других людей "умных" профессий. Многие из них работают на зарубежных заказчиков. Быть может, и потому, что пока нет собственной, так сказать, колыбели для светлых голов. И, судя по всему, пришло время восполнить этот пробел.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter