Свобода личности и закон

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь человек...

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Ограничения прав и свобод граждан могут быть связаны, в частности, с применением по приговору суда установленных законом наказаний. Особенность наказания как принудительной меры уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, заключается в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Права и обязанности осужденных, а также их ограничение определяются исходя из порядка и условий исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности.

Основные обязанности осужденных определены в статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК), Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 № 174. За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным, в частности к лишению свободы, могут применяться меры взыскания, предусмотренные статьей 173 УИК, в том числе выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений или территории исправительного учреждения, лишение очередного длительного или краткосрочного свидания, водворение в штрафной изолятор и др.

Применение мер взыскания к лицам, отбывающим наказание, может повлечь существенные правовые последствия при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, применении амнистии или помилования и т.д., в связи с чем возрастает значение строжайшего соблюдения законности при применении к указанным лицам мер взыскания.

Исходя из нормы статьи 60 Конституции, согласно которой каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, Конституционный Суд своими решениями от 02.04.2001 «О праве осужденных к лишению свободы на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания», от 15.07.2002 «Об обеспечении конституционного права осужденных к лишению свободы на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания», от 24.12.2002 «О конституционных гарантиях права лиц, осужденных к лишению свободы, на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания» признал необходимым обеспечить реализацию права осужденных к лишению свободы на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания.

На основании указанных решений Конституционного Суда Законом Республики Беларусь от 04.01.2003 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» в УИК было предусмотрено право осужденных к лишению свободы на обжалование в суд наложенных взысканий (часть 11 статьи 113). Аналогичное право на судебное обжалование наложенных взысканий было закреплено за осужденными к аресту (часть 3 статьи 61 УИК), пожизненному заключению (часть 7 статьи 173 УИК) и за лицами, содержащимися под стражей (часть пятая статьи 34 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»). Вместе с тем законодателем не был определен порядок рассмотрения в суде таких жалоб, что явилось препятствием для реализации конституционного права указанных лиц на доступ к правосудию.

Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) был дополнен положениями, предусматривающими как применение за невыполнение установленных обязанностей к административно арестованным дисциплинарных взысканий, указанных в статье 18.10 ПИКоАП (выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений и территории учреждения, водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте), так и право этих лиц на обжалование в суд примененных к ним мер взыскания (часть 6 статьи 18.11 ПИКоАП). Однако и в данном случае не был определен судебный порядок рассмотрения жалоб.

Таким образом, возник пробел в правовом регулировании порядка рассмотрения в судах жалоб осужденных к лишению свободы, аресту, пожизненному заключению лиц, содержащихся под стражей, и административно арестованных на применение к ним мер взыскания, не позволяющий обеспечить в полной мере реализацию конституционного права граждан на доступ к правосудию.

С целью всестороннего, полного и объективного установления всех обстоятельств вышеуказанной проблемы Конституционным Судом по исследуемому вопросу выяснялось мнение заинтересованных государственных органов: Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, которые подтвердили наличие пробела в правовом регулировании порядка рассмотрения в судах жалоб указанных лиц, однако способы его устранения ими были предложены разные – от применения аналогии закона при рассмотрении жалоб до внесения изменений и дополнений в специальные законы (УИК, ПИКоАП и др.).

Конституционный Суд при принятии решения исходил из того, что в условиях фактического лишения свободы осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и административно арестованных между ними и представителями администрации учреждений, исполняющих наказание или административное взыскание в виде ареста, а также мест содержания под стражей существуют отношения подчиненности, установленные УИК, ПИКоАП и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Так, должностные лица исправительных учреждений и мест содержания под стражей, указанные в статье 115 УИК и статье 34 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», наделены правом применения к осужденным мер поощрения и взыскания. Аналогичные полномочия по наложению дисциплинарных взысканий в отношении административно арестованных имеют представители администрации специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста (статья 18.11 ПИКоАП). В свою очередь, осужденные, лица, содержащиеся под стражей, и административно арестованные в числе основных обязанностей должны выполнять законные требования администрации учреждения (часть 1 статьи 9 УИК, статья 18.4 ПИКоАП), вежливо относиться к работникам органов и учреждений, исполняющих наказание (часть 2 статьи 9 УИК).

Таким образом, по мнению Конституционного Суда, меры взыскания, применяемые к осужденным к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лицам, содержащимся под стражей, и административно арестованным за нарушение установленного режима, следует рассматривать в качестве мер дисциплинарной ответственности, особенность которой в данном случае заключается в том, что она вытекает из административно-правовых отношений, возникающих между лицами, фактически лишенными свободы, и уполномоченными должностными лицами, обеспечивающими режим отбывания наказания, административного ареста либо пребывания под стражей.

Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, определен в главе 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК). Законодатель предусматривает возможность рассмотрения в этом порядке помимо категорий дел, указанных в статье 335 ГПК, также иных дел, возникающих из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.

Оценив все обстоятельства дел, в том числе аргументы принявших участие в судебном заседании представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Департамента исполнения наказаний, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что, исходя из статьи 60 Конституции во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 61, части 11 статьи 113, части 7 статьи 173 УИК, части пятой статьи 34 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», части 6 статьи 18.11 ПИКоАП, предусматривающих право осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, и административно арестованных на судебное обжалование наложенных взысканий, главу 29 ГПК необходимо дополнить нормами, определяющими порядок и особенности рассмотрения в судах жалоб данной категории лиц с учетом их правового положения.

В Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009 году» Конституционный Суд указал, что соблюдение принципа правовой определенности, вытекающего из конституционного принципа верховенства права (статья 7 Конституции), особенно важно при установлении юридической ответственности, регулировании правоотношений, касающихся прав и свобод граждан, гарантий их реализации, а наличие пробелов и коллизий вследствие несоблюдения принципа правовой определенности влечет не только неоднозначное понимание законов (их отдельных норм), но и их неправомерное применение, что не способствует обеспечению должного уровня конституционной законности.

В связи с этим законодательное определение порядка и особенностей рассмотрения в судах жалоб осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению лиц, содержащихся под стражей, и административно арестованных на применение к ним мер дисциплинарного взыскания обеспечит реализацию конституционного права этих граждан на доступ к правосудию.

Тадеуш ВОРОНОВИЧ, судья Конституционного Суда Республики Беларусь

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter