Свирепый, но незаурядный

В последнее время против дикого кабана ополчились многие, даже те, кто его никогда не встречал. Заслуживает ли он столько нареканий?Год Кабана близится к концу. А именинников вообще-то хулить не принято. Поэтому оставим потравы, порои и вытаптывание кабанами сельскохозяйственных культур без бранных комментариев. Еще и потому, что человек сам создал им для этого условия, а снизить или предотвратить ущерб от их набегов не научился. Так что предлагаю посмотреть на роющую деятельность кабана и его поведение с другой “колокольни”. Поверьте, это незаурядный и во многом уникальный зверь. И я с удовольствием расскажу о своих наблюдениях за ним в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике.

Неутомимый “пахарь”
Не зря в научной литературе употребляют столько определений для характеристики его пороев: поверхностные, почвенные, сплошные, диффузные, поисково-тропиночные, точечные. На жесткой дерновине луга трудно заметить отпечатки копыт кабана, но его недавнее здесь присутствие легко выдают свежевзрытые пласты земли. За сутки он “перепахивает” от 8 до 170 квадратных метров, за год — до 4—5 гектаров почвы. А как же иначе? Ведь большую часть своего пропитания кабан добывает в почве и на разной глубине. В его “меню” — корни и корневища деревьев и кустарников (обгладывает их нежную кожицу), корешки, луковицы травянистой растительности, беспозвоночные (в основном их личинки), дождевые черви. Глубина покопок очень разная: от 1 до 40 сантиметров, чаще — 8—20 сантиметров.
Я долго не могла поверить, что и огромные ямы, напоминающие воронки от разорвавшихся снарядов, — тоже работа кабана (подбирался к корням или кладовым грызунов). А какие огромные старые пни, почти выкорчевывая, окапывает он, учуяв под ними своим тонким обонянием норы и колонии мышевидных грызунов. Вороша подстилку, добывает ящериц, ужей, лягушек, яйца и птенцов птиц, моллюсков, собирает желуди и орехи.
Но даже такая завидная всеядность не спасает кабана от бескормицы в морозные дни после оттепели, когда до почвы ему не добраться из-за ледяной корки. По этой причине у кабанов среди копытных самая высокая смертность, особенно молодняка. Не раз в февральские дни с затянувшейся гололедицей мелькала мысль: “Еще несколько дней, и молодняк погибнет”. Но природа, будто сжалившись, вдруг давала шанс. Внезапно теплело, не по-зимнему грело солнце, на пригорках таял снег. А уже на следующий день обочины дорог и возвышенности чернели от свежевспаханной земли. И это звучало победным торжествующим гимном продолжающейся жизни.
Ни одному его парнокопытному родственнику в заповеднике (лось, олень, косуля, зубр) не приходится круглый год с такими усилиями добывать себе пропитание. Чтобы в любое время года копаться в земле, одним пятачком тут не обойдешься. Большая клиновидная голова (это треть длины тела), мощные мышцы шеи, плечевого пояса, хоботная кость, к которой прикрепляется пятачок, сильные мышцы верхней губы — все это позволяет кабану не только легко ворошить лесную подстилку, но и  взрывать упругую дерновину на лугу, глубоко рыть землю.
Интересно, что тут же результатами этой вспашки активно пользуются и другие животные. Барсуки из поселения, за которым я веду мониторинговые наблюдения, при мартовских оттепелях первым делом отправляются на близлежащие свежие порои кабана. Зимой на черничниках, где прошелся кабан, взрыхляя слой снега и подстилки, появляются косули обглодать обнажившиеся зеленые побеги кустиков черники. И даже на опушке леса сидящий на сосне филин пристально будет следить за роющимся в земле кабаном, терпеливо поджидая грызуна, ловко юркнувшего из-под пятачка кабана в сторону, но не сумевшего уйти от метнувшегося сверху признанного ловца этих мелких грызунов.
Могильщик радионуклидов
Как выяснилось, роющая деятельность кабана на территориях с радиоактивным загрязнением может расцениваться как положительный фактор, препятствующий разносу радионуклидов. Переворачивая верхний слой почвы с подстилкой, где содержание загрязнителей наибольшее, он способствует их захоронению. По данным украинских экологов, в сосновых насаждениях мощность дозы излучения на пороях кабана уменьшалась на 20—80 процентов.
За время, прошедшее после аварии, 35—40 процентов площади заповедника уже перепахано кабанами. Нам остается только признать, что  кабаны —  самые активные исполнители одной из стоящих перед заповедником задач: препятствовать выносу радионуклидов.
Вооружен и очень опасен
Если будет такая возможность, понаблюдайт, как тщательно, аккуратно, неторопливо разыскивает и поглощает кабан свою пищу и какую роль при этом играет пятачок. Верхний край пятачка твердый, гладкий и упругий. Вот этим краем, как лемехом плуга, кабан взрывает пласт земли. А вот нижние и боковые края пятачка имеют совсем другое предназначение. Они мягкие и покрыты чувствительными волосками, служат для ощупывания, обнюхивания пищи, ее сортировки. Такая отсортированная, очищенная от земли пища небольшими порциями заглатывается кабаном. Всегда удивляешься, когда приходится вскрывать желудок кабана. Это ж надо: столько почвы перепахать, а в желудке чаще всего — лишь маленькая горсточка земли!
Представьте себе кабана без пятачка. По-моему, внешне это был бы свирепый зверь. Но вот этот курносый нос сводит почти на нет весь его грозный облик. А кабан, без сомнения, опасен и при нападении, и при защите. “Идя на медведя — застилай кровать, а на кабана — посылай за попом”, — так говорили раньше на Полесье, где охота на кабана считалась более опасной, чем на медведя.
Трехгранные клыки нижней челюсти кабана с острым внутренним краем плотно смыкаются с острой гранью верхних клыков, образуя своеобразные ножницы. У 6—8-летних самцов они могут достигать 8—10-сантиметровой длины. Хотя общая длина клыков намного больше, но снаружи видна только 1/3 часть,  остальная  — в челюсти. Охотники не зря называют взрослых самцов кабана секачами, зная их способность наносить подчас смертельные молниеносные удары этими ножницами. У самки они короче, поэтому она не сечет врага, а кусает, рвет и топчет ногами.
Если маленькие полосатые, забавные на вид поросята вызывают обычно положительные эмоции и их просто хочется погладить, то при виде взрослых зверей всегда оглядываешься в поисках возможного укрытия. Наш орнитолог, обходя сараи в выселенных деревнях, искал свои объекты изучения. Распахнул дверь, и прямо ему под ноги бросился огромный секач. “Впервые почувствовал, что значит “волосы дыбом встали”, — делился он с нами впечатлениями. — А потом при мысли, что мог лишиться  чего-то, проскочи кабан между ног, колени подкосились”.
Семейные традиции
Обследовать участок леса, занятый семейным кланом кабанов, сплошное удовольствие. Здесь все говорит о привычках этого животного, поведении, образе жизни, вкусах: тропы, чесалки, грязевые купалки, лежки, родильное логово, порои. Пересекаешь натоптанные тропы, разглядываешь измочаленные клыками стволы сосенок-чесалок, обходишь огромные купалки в понижениях леса и удивляешься, как комфортно, рационально и удобно обустроилось тут дикое семейство.
Каких только купалок не приходилось видеть в заповеднике, ведь используют их кабаны с ранней весны до поздней осени. И аккуратненькие ямочки только на одну персону, и глубокие расхлябанные ямища для коллективных посещений. В апреле набрела на одну из таких широченных ям и специально промеряла ее длину — 18 шагов.
Особенно впечатляют купалки среди белой глины. Вода мутно-молочная, стенки купален — голубовато-серые. Стволы близрастущих деревьев, тропинки, подходы — все  заляпано бело-серой глиной. Невольно вспоминается детство. Потому что босиком месить грязь в лужах, а особенно после дождя — любимое занятие всей детворы. У ребенка и в луже море удовольствий. Я думаю, что лечебный эффект от этого явно был. И, конечно, никакая это не грязь в ее обычном понимании. Вот и у кабана роль грязевых ванн, как считают специалисты, многогранна. Это и уход за телом, и территориальная метка. Уверена, что это и своеобразная “психотерапия”.
Плодовитый год
Год Кабана явно благоволит этому животному. Удивительно теплая зима была, и приплод у них высокий. В эти осенние месяцы встреча больших стад кабана не такая уж редкость. Поросята подросли, и мамаши не так подозрительны и мнительны, как весной. Значит, и не так внимательны и бдительны. Поэтому прямо почти перед вами, неожиданно, из зарослей кустарника, пересекая плавным ручейком грунтовую дорогу, может прошествовать целое стадо, так и не заметив вашего присутствия. О, это не те весенние, маленькие, хрюкающие и визжащие по любому поводу глупенькие поросята, которые обычно россыпью, то вырываясь вперед, то возвращаясь обратно, преодолевали открытое пространство. Нет, это уже дисциплинированные, вышколенные по всем правилам звериной науки поведения в лесу, достойные члены стада. Молчаливо, без всякого шороха и звука, “гуськом”, с перерывами пересекают они дорогу и как бы растворяются за ее обочиной.
В хорошем охотничьем хозяйстве богатому приплоду кабана только порадовались бы. Но здесь территория с радиоактивным загрязнением. Среди диких копытных, обитающих в  заповеднике, у кабана самые высокие уровни содержания радионуклидов в органах и тканях. Ведь он добывает большую часть корма в верхних слоях почвы, в подстилке и напочвенном покрове, то есть в той среде, где уровни загрязнения максимальны.
В мышечной ткани кабана, изъятого в научных целях в декабре 2006 года в районе выселенной деревни Нежихов, содержание цезия-137 в 45 раз превышало допустимую норму (для мясопродуктов). Максимальное же содержание радиоактивного цезия в мышечной ткани кабана на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника достигает в раннем возрасте 2200 килобеккерелей на килограмм, у взрослых особей — 500 килобеккерелей. Для справки: допустимый уровень содержания цезия-137 составляет 600 беккерелей на килограмм — это почти в тысячу раз меньше максимального уровня, достигаемого взрослыми кабанами. Поэтому падким до наживы браконьерам, прежде чем отправиться на черное дело в здешние места, лучше лишний раз задуматься о возможных последствиях. Помимо огромных штрафов можно запросто нарваться и на большие “радиоактивные” неприятности.
Надеюсь, наши кабаны не попадут на стол охотнику. А большой “урожай” поросят будет взят волком. Здесь заповедник, и это естественный ход протекания природных процессов.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter