Свинья в разрубе,

ТЕМА производства и продажи свинины уже почти год не сходит с газетных полос. Около года назад африканская чума «покосила» поголовье свиней, потом то росли, то падали цены на свинину, а теперь, похоже, это мясо может и вовсе стать… деликатесом. Недавно в редакцию газеты обратилась жительница Могилевского района Светлана Иванчук. Она недоумевает: «Почему на рынке свинины стало меньше? Может, теперь закупаться на год вперед?» Ситуацию со свининой в регионах на рынках, в магазинах, на мясокомбинатах вчера выясняли корреспонденты «СГ».

или Куда пропадает с прилавков магазинов и рынков свинина и почему на нее растут цены

ТЕМА производства и продажи свинины уже почти год не сходит с газетных полос. Около года назад африканская чума «покосила» поголовье свиней, потом то росли, то падали цены на свинину, а теперь, похоже, это мясо может и вовсе стать… деликатесом. Недавно в редакцию газеты обратилась жительница Могилевского района Светлана Иванчук. Она недоумевает: «Почему на рынке свинины стало меньше? Может, теперь закупаться на год вперед?» Ситуацию со свининой в регионах на рынках, в магазинах, на мясокомбинатах вчера выясняли корреспонденты «СГ».

ПЕРВЫМ делом звоню на Могилевщину, интересуюсь, куда пропадает самое востребованное мясо. В Осиповичском районе обнадеживают: да, проблемы были, но теперь их нет.

— В магазины свинину поставляем по запросу. Уже две недели подряд заявки выполняются. Мясо продаем по 47 тысяч 850 рублей за килограмм, — рассказала начальник торгового отдела Осиповичского райпо Анастасия Босякова.

Такая же ситуация и в Белыничском районе. Во всех 88 магазинах райпо, а также во всех автолавках есть свинина и продается она по 48 тысяч за килограмм…

А какова картина в столице? Иду по главному рынку страны. Некоторые прилавки Комаровки, где торгуют свининой, к полудню почти пустые. И это в будний день, когда и покупателей не так много. Да и цены, признаться, кусаются.

— Да, они за несколько последних недель увеличились, но спрос не падает, — отмечает одна из продавщиц.

Та же свинина в разрубе, которая в районном магазине стоит меньше пятидесяти тысяч рублей за килограмм, на Комаровке уходит за все 65 тысяч. Буквально два месяца назад свиная лопатка торговалась за 55—60 тысяч, то сейчас дешевле 75 тысяч рублей не найти. Еще несколько цифр: шея уходит за 105—110 тысяч рублей, филей продают за 100 тысяч рублей, окорок — почти за 80 тысяч рублей.

Так почему же стоимость свинины растет, но ее все равно расхватывают как горячие пирожки? В прошлом году белорусское поголовье свиней сократилось на  один миллион. В Научно-практическом центре НАН Беларуси по животноводству уверяют, что уже через полгода реально восстановить прежнюю численность без особых затрат. Все зависит от ветеринарных служб и от того, когда можно будет задействовать старые комплексы и завезти туда новое поголовье.

Повлиял на рынок и тот факт, что в личных подсобных хозяйствах запрещено убивать скот для продажи. Некоторые сельчане из-за необходимости сдавать животных на убой отказались от дополнительного заработка, и это привело к тому, что так называемой домашней свинины на прилавках действительно стало меньше.

Временный запрет ввоза свинины из Польши и Литвы, который почему-то некоторые уж очень близко приняли к сердцу, едва ли сильно отразился на общей картине.

— Из Польши мы импортировали только шпик, а из Литвы вообще ничего не завозили. Для внутреннего потребления в Беларуси хватает и своей свинины, 10—20 процентов ее даже идет на внешний рынок, — отметил первый заместитель генерального директора Научно-практического центра НАН Беларуси по животноводству Иван Шейко.

К тому же мясокомбинаты работают на местном сырье.

— Закупаем его в хозяйствах района. Наше предприятие предлагает разруб на четыре части по стоимости 42 тысячи за килограмм. И продукция пользуется повышенным спросом, — отметила товаровед Слонимского мясокомбината Юлия Юрчак.

На Витебщине также спрос на свинину достаточно высокий. Свиные полутуши на Оршанском мясоконсервном комбинате продают по 32 тысячи 540 рублей за килограмм.

— Производство свинины увеличивается, и это мясо на рынке и в магазинах должно быть. Действительно, цены на него немного поползли вверх, но, видимо, здесь сказывается ажиотаж на рынке. В целом в мясном плане генотипы у нас улучшились, производство свинины в республике растет из года в год, — подытожил Иван Шейко.

СПРОС, утверждают, диктует цены. Но, как мне кажется, всему есть предел. Или беспредел производителя в конце концов придется остановить. Цены на мясо на центральном рынке в Гомеле растут как грибы после дождя. Вчера за килограмм далеко не высшего сорта свинины там просили 46 тысяч рублей.

Постановление о том, что отпускные цены на мясо в тушах теперь не регулируются государством, производители, похоже, истолковали исключительно в свою пользу. Вспомним, что до этого мясокомбинаты могли отдавать свою продукцию не дороже 31920 рублей за свинину I и II сорта или 29814 рублей за килограмм мяса III сорта. Теперь же, когда никаких ограничений на этом этапе нет, цены меняются буквально каждый день, причем только в сторону увеличения.

— Есть проблемы с поставкой мяса на рынок. Чтобы прилавки не пустовали, вчера закупили семьсот килограммов свинины у населения, ею торгуют у нас и частники, — говорит ведущий товаровед рынка Любовь Чернякова. — Сейчас ни Гомельский мясокомбинат, ни сельхозпроизводители не хотят отпускать мясо. Похоже, что следующая партия будет еще дороже. Говорят, колхоз «Советская Беларусь» Речицкого района установил цену килограмма свинины в 42 тысячи рублей. Нам, конечно, придется покупать ее и по этой цене, но как к этому отнесется население?

Этот вопрос я и задала директору сельхозпредприятия Андрею Карпенко. Но руководитель дипломатично ушел от прямого ответа.

— Цены выросли, но спрос ведь от этого меньше не стал, — сказал он. — Ну а пока спрос есть, цены и дальше будут расти.

Жаль только, с увеличением цен качество свинины, увы, лучше не стало.

ЗНАКОМАЯ из Молодечно, зайдя на этой неделе в магазин «Родны кут», не нашла в продаже свиного разруба. В торговой сети «Алми» мясо на кости продавали по 45 тысяч рублей за килограмм. Но самые отчаянные домохозяйки, отстояв длиннющую очередь, отовариваются в фирменных магазинах местного комбината хлебопродуктов, который имеет свой свинокомплекс в деревне Хожево. Там продукт для стейков и отбивных дешевле.

Как известно, свинину и говядину исключили из перечня социально значимых товаров. Постановлением Министерства экономики от 25 марта отменены предельные максимальные отпускные цены на говядину, свинину, потушный и крупнокусковой полуфабрикат в виде отрубов. Теперь цены на этот ассортимент производитель устанавливает по своему усмотрению. Минэкономики оставило за собой право определять предельную максимальную торговую надбавку, которая сегодня для разных категорий продавцов колеблется от 12 до 20 процентов.

Цены отпустили, потому что производство и реализация потушного мяса на внутреннем рынке убыточны. По данным Минсельхозпрода, рентабельность производства такой свинины и отрубов из нее — минус 8—10 процентов. На внутреннем рынке удельный вес продаж свинины по регулируемым ценам составлял всего 9,7 процента.

Еще раньше из социально значимой группы товаров исчезли свиные полуфабрикаты (кусок мяса на 5—7 килограммов, который нельзя хранить больше двух суток), и мясокомбинаты, естественно, сбывали их в первую очередь, а полутуши пускали в переработку.

— Положение с поставкой свинины действительно сложное, — подтвердили в Молодечненском райпо. — У переработчиков не хватает сырья. В феврале российский Россельхознадзор фактически наложил эмбарго на импорт свинины из ЕС. Временный запрет ввела и Беларусь. Если раньше мы имели три выездные точки в городе, то сейчас только одну. На весенней региональной ярмарке в минувшую субботу продали полторы тонны свинины, но могли бы больше — спрос был. Но мясокомбинат поставляет ее впритык. Мясо на кости, к примеру, стоит 49 тысяч за килограмм.

Розничная цена в торговой сети Молодечненского комбината хлебопродуктов формируется в зависимости от предельной отпускной.

— Предприятие не имеет своего убойного цеха и не считается мясоперерабатывающим, а значит, самостоятельно устанавливать цены не может, — объяснила экономист КХП Инна Чура. — Поэтому в наших магазинах и дешевле. Разруб свинины первого сорта первой и второй категорий реализуем по 41 тысяче 900 рублей, третьей — по 39 тысяч 150 рублей. Подсвинки второй категории продаются по 18 тысяч 450 рублей. Сравнительно дешевые и субпродукты.

А вот Логойское райпо покупает у производителей свинину живым весом.

— У нас проблем нет. На территории района два свиноводческих комплекса, которые по прямым договорам поставляют мясо под нашу потребность. В неделю примерно 45 голов, — рассказывает начальник производства Светлана Картуль. — Более дешевая и жирная свинина — 4-й категории, 1-й и 2-й — дороже и красивее. Идет на разруб и разделку. У райпотребобщества есть скотоубойный и колбасный цеха. Продаем охлажденную и замороженную. Изготавливаем полуфабрикаты, фарши, купаты. Разруб реализуем по 37 тысяч рублей за килограмм. Монополисты могут диктовать свои условия, работая по протоколу согласования цен, накидывая рублей по пятьсот на килограмм, и мы вынуждены им подчиняться.

И все-таки, не стоит спешить в Логойск в поисках дешевого мяса. Ведь местному райпо тоже выгоднее торговать товаром с добавленной стоимостью.

КОММЕНТАРИЙ начальника управления мясной и молочной промышленности  Министерства сельского хозяйства и продовольствия Павла ЯНОВА:

— За прошлый год в Беларуси всеми субъектами хозяйствования произведено порядка 470 тысяч тонн свинины. Такой объем позволяет полностью удовлетворить внутреннюю потребность рынка и обеспечить продовольственную безопасность страны. В республике мы потребляем около 90 процентов всей произведенной свинины, остальная реализуется за пределами Беларуси. За прошлый год на внешний рынок поставлено около 40 тысяч тонн свинины, в основном в страны Таможенного союза.

Наталья БОРИСОВЕЦ, Наталья ВАКУЛИЧ, Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

Фото Сергея ЛОЗЮКА,«СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter