Свинцом и рублем

Ради победы наши земляки жертвовали всем
Ради победы наши земляки жертвовали всем

Что мы знаем о жизни людей под оккупацией? Какие испытания уготовил им «новый порядок»? На что они существовали? Обнаруженные недавно архивные документы открывают неизвестные до сих пор фрагменты «денежной» истории Белоруссии накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Бесконечные поборы и конфискация всего движимого и недвижимого имущества — такую политику проводили гитлеровцы в отношении белорусских евреев, заключенных в гетто. В конце июля 1941 года на минских евреев нацисты наложили контрибуцию в сумме два миллиона рублей деньгами и 10 килограммов золотом.

Владельцы торговых лавок и кустарных мастерских должны были платить множество налогов: подоходный, промысловый, дорожный, от оборота и другие. Собирали дань со скота и строений, земельная рента, подушный налог, на содержание старост, военный... Система поборов походила на средневековую. Могилевчане, к примеру, за печную трубу платили 10 рублей, столько же стоило «содержать» окно в доме с северной стороны, с южной — на полчервонца дороже. «Годовой размер налога с владельцев собак устанавливается в 100 рублей за каждую собаку, независимо от породы и возраста», — гласило постановление Витебской городской управы от 1942 года. За сокрытие прибыли, несвоевременную «подачу декларации» грозил штраф в 10.000 рублей, тюрьма или расстрел.

Только в 1942 году в германскую казну из Белоруссии было «выжато» 100 миллионов рейхсмарок. Сколько денег и ценностей осело в карманах солдат и офицеров вермахта — не сосчитать.

6 августа 1941 года ЦК КП(б)Б принял постановление «Об организации сбора средств в Фонд обороны страны», обязавшее все партийные и комсомольские организации собирать деньги, драгоценности и ценные бумаги — главным образом облигации государственных внутренних займов. До сентября 1941 года из восточных районов БССР на нужды фронта было пожертвовано денежных средств и ценностей на общую сумму более 1 миллиона рублей.

Секретарь Гресского подпольного райкома И.Пузевич в начале мая 1943 года докладывал, что «среди населения района собрано на оборону Родины 19.220 рублей деньгами, 32.250 облигациями, 10.000 немецкими марками, 15 рублей золотой монетой, 14 — серебром. Дополнительно собрано 3.644 рубля деньгами, 27.350 облигациями, 2 золотых кольца».

В 1942 году сформировался Фонд Красной Армии, в который шли деньги и ценности на боевую технику. «Партизан Минска», «Партизан Слуцка», «Партизан Борисова» — на танки и самолеты под такими названиями из Минской области к апрелю 1943 года поступило более трех миллионов рублей деньгами, облигациями и до трех тысяч драгоценными металлами. Второй государственный военный заем 1943 года, проведенный на оккупированной территории Беларуси, принес около 5 миллионов рублей.

Листовки и газеты, печатавшиеся в тылу, призывали наносить удар по захватчикам помимо свинца еще и рублем. В сентябре 1942 года Витебский подпольный обком обращался к крестьянам: «Вас нещадно грабят гитлеровцы, отбирают у вас хлеб, овощи, деньги... Не давайте хлеба, мяса и денег фашистским грабителям!»

Партизаны и подпольщики проводили операции по захвату оккупационных финансовых учреждений. Широкую огласку получила успешная акция, осуществленная 225–й партизанской бригадой имени Суворова, когда из Слуцкого банка удалось изъять килограмм золота, предназначенного для отправки в рейх.


В 1941 году за 200 рублей можно было купить серебряный портсигар, за 225 — пару туфель, за 275 — карманные часы «ЗИМ», за 800 — серебряные, а за 900 — золотые. Ковер стоил 1.000 рублей, мех песца — 1.500, каракулевое дамское пальто 5.000.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter