“Свинская” история, или Кому выгодны процессы-марафоны

Браконьер, как правило, творит свои черные дела в глуши, во мраке. Но и в процессе расследования его преступлений нередко столько появляется казуистики и “напускается туману”, что приходится удивляться упорству защитников природы, добивающихся наказания для любителей дармовщины.

...Глубоко в лесу возле площадки, где работники лесхоза зимой подкармливают диких животных, егерь обнаружил еще свежие внутренности, кровь — кто-то убил и разобрал кабана. Отчетливые следы человека с явно нелегким грузом на плечах привели к избе охотника Василия Марусина.
На место происшествия срочно выехали работники Солигорской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира, Слуцкого РОВД. Во дворе Марусина в корыте вымокали 28 килограммов дичины, тут же лежала и снятая с кабана-сеголетка шкура. Крыть хозяину было нечем. Он признался: пошел охотиться на бешеную лису и возле подкормочного пункта увидел кем-то раненного кабана. Добил его и, разделав на месте, принес домой мясо и шкуру.
Постановлением начальника Слуцкого РОВД было возбуждено уголовное дело. И вскоре начальник инспекции Николай Белькевич получил ответ от следователя Трусова: “В ходе предварительного расследования установлено, что Василий Марусин не мог осуществить незаконный отстрел кабана”, а потому расследование по уголовному делу и уголовное преследование в отношении него прекратить....
Сын за отца?
По версии следователя, события развивались так. Отец подозреваемого, Михаил Марусин, пенсионер, инвалид второй группы, пошел в лес заготавливать веники. Почему-то почти 70-летний старик не стал резать ветки рядом с деревней, а побрел в глушь, где резвятся дикие кабаны. Один из них от чего-то околел. Вот инвалид и разделал тушу, а затем притащил по глубокому снегу во двор сына около двух пудов мяса и шкуру — дескать, не пропадать же мясу, пусть хоть собаки полакомятся! А в корыте вымачивали, чтобы вкуснее было. Кто убил кабана — неизвестно. Признание Василия? Так тот, испугавшись, оговорил себя, чтобы его старого отца за решетку не упекли. Потом одумался, изменил показания...
Инспекция не согласилась с такими выводами, обжаловала решение следователя. Слуцкая прокуратура потребовала возобновить рассмотрение дела. Через некоторое время в инспекцию пришел ответ: дело повторно приостановлено 24.05.2006 г. “в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого”. С уведомлением о приостановлении предварительного расследования можно ознакомиться 25.05.2006 г. до 14 часов, в случае несогласия можете обжаловать... Ответ пришел в Солигорск 26 мая — поди ознакомься, обжалуй...
Но принципиальный Николай Белькевич, десятилетия охраняющий богатства леса, с таким упорным и непонятным безразличием в расследовании мириться не желал. Опять написал в Слуцкую прокуратуру, а заодно и начальнику УВД Миноблисполкома. Напомнил: когда на место происшествия выезжали опергруппа Слуцкого РОВД и рейдовая группа Солигорской межрайинспекции, Василий Марусин совершенно сознательно, без давления признал, что незаконно добыл кабана. “Но в ходе дальнейшего разбирательства сотрудник Слуцкого РОВД Трусов путем сбора сомнительных по правдивости объяснений родственников основного фигуранта увел дело в сторону. По сути, вину сына свалил на отца, вернул главному подозреваемому ружье, не дождавшись возможных протестов и жалоб. Кстати, Василий Марусин ранее привлекался к административной ответственности за незаконную охоту (протокол от 4 марта 1999 года) Слуцким лесхозом”.
Под давлением с двух сторон дело передали другому следователю. Первоначальное признание Василия Марусина все равно было отброшено в сторону. Расследовалась вина отца, пенсионера, инвалида. Дело с горем пополам довели до суда, который... оправдал Михаила Марусина. По неизвестной причине судья применил статью не о браконьерстве, а о нанесении ущерба природе, согласно которой кабан оценочной стоимостью в 1740 тысяч рублей до ущерба в крупном размере не дотягивал. А посему — гуляй, дядя!
Во имя торжества справедливости
Тут уже не выдержали нервы и профессиональное самолюбие слуцкого прокурора. Он опротестовал более чем странный приговор. Было назначено новое слушание дела в новом составе суда. Судья Н.Холодок признал Михаила Марусина виновным в том, что тот обнаружил в лесу “отстрелянного кабана и в  целях личного использования без надлежащего на то разрешения и в запретное для охоты время разделал его”, перенес в подворье сына и тем самым причинил ущерб природе в крупном размере. Но, учитывая то, что пенсионер добровольно возместил ущерб, суд ограничился штрафом в размере 30 базовых величин...
— Какое чувство испытываете после такого затянувшегося по непонятным причинам процесса? — спрашиваю Николая Белькевича. — В Слуцке приходилось слышать, будто Василий Марусин окончил лесотехнический техникум, мастерски делает чучела зверей, птиц, которые украшают и дачи некоторых чиновников, поэтому, мол, такой неожиданный поворот и получило дело.
— Если это так, то пусть убитый кабан-сеголеток будет на их совести, — отвечает Николай Николаевич. — Хотя ни на одно заседание суда работников инспекции почему-то не пригласили. В данном случае я доволен итогом —  преступление не осталось без наказания. В общей сложности Марусины выложили за убитого кабана около 3 миллионов рублей, что должно послужить хорошим уроком другим браконьерам. В то же время не оставляет чувство горечи от того, что некоторые истребители природы не без попустительства или содействия служебных лиц уходят от заслуженного наказания.
Всего за прошлый год Солигорская межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира выявила 308 случаев несоблюдения правил охоты, рыболовства, лесопользования и прочих нарушений природоохранного законодательства, наложила штрафов на 54 489 тысяч рублей. Любопытно, что в году предшествующем было зафиксировано 573 нарушения, раньше — еще больше. Безусловно, столь значительное сокращение количества выявленных нарушений отчасти объясняется тем, что с прошлого года заметно усилилась ответственность за них — вплоть до лишения свободы. Но, несомненно, сказывается и принципиальная позиция инспекторов, которые не только добросовестно делают свое нелегкое дело, но и в процессе борьбы за сохранность природы, за справедливость ввязываются в такие вот процессы-марафоны, вызывая огонь на себя.

(Фамилии главных фигурантов процесса изменены.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter