Почему машины с автопилотом еще нескоро появятся на наших дорогах

Свиньи против роботов

Первое восстание машин произойдет на постсоветском пространстве. Столь категоричный прогноз сделал рядовой таксист, которого я привычно попытался испугать перспективой потери работы. Я рассказал ему, что в Китае уже тестируется приложение для смартфонов, которое позволит вызывать беспилотное такси. Десятки таких машин вовсю колесят по улицам трех городов, а в течение этого года их количество планируют увеличить до тысячи. В Москве накатал уже сотни километров прототип беспилотника от Яндекс. Профессия таксиста вот‑вот перейдет в разряд вымирающих... 

ФОТО INVESTFORESIGHT.COM

Признаюсь, коллеги этого водителя обычно бывали обескуражены обрушившейся на них информацией о неумолимой поступи прогресса. Они выражали робкую надежду, что грядущая безработица наступит еще нескоро: мол, пока эти технологии внедрят, пока обкатают... А потом, конечно, придется искать другую работу. Один, правда, уверенно заявил, будто где‑то слышал, что мировые правительства создадут специальный фонд для пострадавших от технологической революции, который возьмет на себя обеспечение всех жертв роботизации. 

Мой вчерашний таксист оказался не таков. Он расхохотался: 

— Поверьте мне, никаких машин, управляемых роботами, на наших улицах не появится! А если вдруг их надумают запустить, то первыми протестующими станут сами автопилоты! Потому что просто не вынесут наших дорожных условий. 

Дальше он живописал, как нежные микросхемы умных устройств начнут плавиться и дымиться. Они перегорят, как дешевые лампочки, так как просто не будут рассчитаны на анализ всех тех ситуаций, которые внезапно возникают на наших улицах. Чтобы робот чувствовал себя уверенно, выполняя заданные правилами дорожного движения алгоритмы, все остальные водители и пешеходы тоже должны безукоризненно соблюдать эти нормы. Ехать на зеленый, стоять на красный, переходить строго по зебре. А разве у нас так?

«А ведь он чертовски прав!» — с тоской подумал я, вспомнив новости только последних дней. Минчанин на улице Притыцкого в темное время суток сбит машиной, когда переходил дорогу на красный свет да еще в неположенном месте. Но, допустим, в электронные мозги автопилота можно заложить вероятность внезапного появления пешехода. Однако какой программист предусмотрит, что на Варшавском шоссе в Бресте молодой человек просто уляжется поспать прямо на путепроводе, как это произошло в минувшие выходные? Какой инженер сможет предвидеть, что по встречной лоб в лоб будет двигаться другой автомобиль, водитель которого пьян настолько, что абсолютно уверен, будто движется по своей стороне дороги? 

Наконец, полный крах идее роботизированных автомобилей сулит история, случившаяся несколько лет назад в Молодечно. Тогда, если помните, из проезжавшего в центре города микроавтобуса выпали... три живые свиньи. Через задние двери. Будучи шибко упитанными, они не смогли покинуть место происшествия и остались сидеть на проезжей части, создав немалый затор. «У какого автопилота, — смеялся таксист, — не перегорят контакты, когда он обнаружит перед собой этот филиал свинофермы?» 

Так что, говорил он мне, вы кого‑нибудь другого пугайте прогрессом и технологиями. А я езжу в нашем бардаке каждый день и хорошо понимаю: пока нечего роботам делать на наших дорогах. И на этих словах ловко и буднично увернулся от джипа — его водитель решил вдруг свернуть направо из крайнего левого ряда, заставив с визгом оттормозиться все три полосы...

rud@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter