В Минске поставили пьесу мужа Мэрилин Монро

Свидания у больничной койки

Название новой премьеры Белорусского государственного молодежного театра — романтической драмы “Двоеженец” в постановке режиссера Геннадия Мушперта — настраивает на игривый, если не сказать легкомысленный, лад. Двоеженство — проверенная и успешно продающаяся тема, двигающая современный театр... к пропасти. “Знаменитый актер N жил на две семьи!” — время от времени пестрят заголовки желтой прессы. “Живут же люди!” — тут же промелькнет в мозгу шальная мысль.


Мэрилин Монро повлияла на творчество Артура Миллера, как и он на нее.
Они были ярчайшей парой Голливуда, их историю любви называют великой


Справедливо ожидал, что на премьере в Молодежном театре столкнемся с той же интригой, что и в популярной комедии Рэя Куни “Слишком женатый таксист”. Там главный герой разрывался между двумя семьями, не подозревавшими о существовании друг друга. Однако с “Двоеженцем” дело обстоит сложнее. Это настоящая театральная бомба с часовым механизмом.

Здесь главный герой приходит в себя после автокатастрофы, поэтому выяснение отношений происходит в больничной палате. Накал страстей постепенно доходит до запредельного градуса. Все шаблоны мелодраматического жанра не срабатывают — из поначалу вполне бульварной интриги повествование вырастает в крутую драму о поиске экзистенциальных перспектив.

Зрители в растерянности: шли на легкую комедию, а тут промывают мозги, как на кушетке у дедушки Фрейда. Не хотим! Руки прочь! Все объяснилось, когда заглянул в программку: “Двоеженец” поставлен по пьесе “Спуск с горы Морган” знаменитого американского драматурга Артура Миллера, шесть лет являвшегося мужем голливудской дивы Мэрилин Монро.

Миллер — драматург знаменитый, автор пьес “Смерть коммивояжера” и “Цена”. А “Спуск с горы Морган” — еще и его последняя пьеса, написанная в тот период, когда мэтр набрал силу и мощь, не стеснялся в выражениях и уже слышал, как шаркает в прихожей костлявая старуха с косой.

В репертуаре Молодежного театра сегодня много комедий: “Новый роман моего мужа”, “Застигнутые врасплох любовью”, “Платить не будем”, “Сыграем в дружную семью”. Но интеллектуальный “Двоеженец”, на мой взгляд, будет все-таки стоять особняком.

Подобрался прекрасный актерский ансамбль. Казалось бы, эпизоды (но зато какие сочные!) играет председатель нашего Союза кинематографистов актер Виктор Васильев, изображающий в галлюцинациях главного героя мистера Лаймена Фелта его отца. Снова, как и в “Смерти коммивояжера”, это слишком личный образ, от которого нельзя отделаться. Фелту только 50 — расцвет для мужчины, рано подводить итоги. Но женщины, а их в пьесе четыре, придерживаются иного мнения. Они намерены предъявить Фелту счет.

Первая жена, дочь, вторая жена и медсестра закружат несчастного Фелта почти в хороводе ведьм. При этом ни в пьесе, ни в спектакле нет ничего женоненавистнического. Наоборот, показано, что мужчина чаще всего страдает из-за тех бед, авторство которых принадлежит ему самому. В этом мудрость Миллера. Этим он отличается от бесчисленных авторов столь любимых сегодня в театрах “комедий положений”.

С каким упоением играют актеры в этот сложный интеллектуальный театр, в один ряд с которым можно поставить только миры Эдварда Олби или Теннеси Уильямса! Снова после спектакля Искандера Сакаева “Чехов. Комедия. Чайка” видим актерскую спаянность, отдачу, органичность, азарт. Кстати, Искандер Сакаев недавно выпустил премьеру “Честный аферист” в Москве, в Государственном театре наций под руководством Евгения Миронова.

От дуэта Евгения Ивковича и Натальи Онищенко, как и в “Чайке...”, где они предстают в образах Тригорина и Аркадиной, вновь разлетаются искры... Нелепа и трогательна в этой нелепости медсестра Раиса Сидорчик... Пытается призвать своего друга прислушаться к голосу разума персонаж Александра Пашкевича. До последнего от него ждешь какой-нибудь подлянки... Растерянность молодости перед жесткой иронией судьбы проносит через свою роль Анастасия Соловьева... Безудержна и экспрессивна, как и ее Заречная в “Чайке”, Алена Змитер в роли дочери Фелта...

Если в театре имени В. Маяковского в “Спуске с горы Морган” в постановке Леонида Хейфеца главный герой в исполнении Валерия Баринова на всем протяжении спектакля оставался прикованным к больничной койке и был явно старше пятидесяти лет, то у Геннадия Мушперта Фелт явно моложе. И для него он придумал остроумный ход: на больничной койке лежит перебинтованный муляж, к которому по очереди обращаются герои, а сам главный герой в исполнении Евгения Ивковича свободно передвигается по сцене.

“Мы были двумя частями, контрастами общества, — вспоминал Миллер. — Я не сразу понял, что рядом не просто чувствительная, любившая жизнь женщина. В сердцевине ее характера сохранялась мрачность, о которой я не подозревал. Но я любил ее. Мне казалось достаточно быть рядом, чтобы давать надежду”

Пьеса “Спуск с горы Морган” была написана Миллером спустя 55 лет после знаменитой “Смерти коммивояжера”, и драматург не смог отказать себе в удовольствии сказать все, что он думает об окружающих, а заодно и об институте семьи. Шесть лет в браке с Мэрилин Монро — много это или мало? Как знать. Ветреная блондинка и роскошный интеллектуал-еврей. Девочка без образования и энциклопедист. Беспечные Близнецы и всегда сдержанные Весы.

Они развелись за год до ее смерти. Что это было — убийство или самоубийство, биографы гадают до сих пор, приводя убедительные доводы в пользу обеих версий. Ясно одно: Монро повлияла на творчество Миллера, как и он на нее. Они были ярчайшей парой Голливуда, их историю любви называют великой. Несомненно, опыт совместного проживания со звездой Артур Миллер привнес и в эту жесткую, непримиримую и, как оказалось, свою последнюю пьесу, которую так тонко, изобретательно и исчерпывающе поставили в Молодежном театре.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter