У польских животноводов надои зависят отнюдь не от качества кормов, а от конъюнктуры рынка

Свежий воздух круглый год, восемь "квадратов" на голову и никаких "авось"

КАЖДЫЕ сутки плюсовать как минимум по три килограмма  молока — думаете, задача космического уровня? Пожалуй, найдется немало скептиков, приводящих в доводы огромное количество «уважительных» причин, почему мы никак не можем подтянуться по надоям молока до европейского уровня, где уже и 11 тысяч не предел. Для поляков это закономерный результат. 

— Им не понять, как, имея сбалансированный качественный рацион, дойное стадо с хорошим потенциалом и отработанную технологию содержания КРС, можно не выйти на планируемую прибавку по молоку. Если нет желаемой продуктивности, что бывает крайне редко, разбираются в причинах, так как это сродни ЧП, — вводит в ситуацию заместитель председателя Белорусского крестьянского совета Леонид Матусевич. 

Белорусская делегация на выставке в Лодзи «ВЕТМЕДИКА-2018»

ЛЕОНИД Иванович знает, о чем говорит: белорусская делегация, в состав которой вошли руководители и специалисты ведущих предприятий АПК, вернулась с семинара-учебы по теме европейских стандартов в ветеринарной медицине. К слову, они несколько отличаются от наших, и все расхождения видны невооруженным глазом, подчеркнул директор Витебской областной ветеринарной лаборатории Илья Даровских:

— Во-первых, впечатлила технология кормозаготовки и перечень специалистов, отвечающих за качество кормов. И это  всего лишь агрономическая служба, это заработок и  ответственность ее специалистов. Они не должны, а обязаны обеспечить качественными кормами, иначе спрос будет жестким — вплоть до увольнения, если нарушение технологии повлекло за собой спад продуктивности. А у нас среди ответственных еще зоотехник и руководитель. Случись что,  спросить не с кого.
 
На территории лаборатории контроля качества молока, кормов и почвы земли Бранденбург в Германии

Второй момент Илья Анатольевич открыл для себя в немецкой лаборатории контроля качества молока. Чтобы снизить содержание соматических клеток, работа выстраивалась индивидуально с каждым животным в отдельности, ведь, помимо прочего, требовалась и корректировка рациона. Процесс достаточно трудоемкий, на все про все ушло 5—6 лет, но затраты оправдали себя сполна. Хотя больше всего удивили подходы к контролю остаточного количества антибиотиков в молоке и молочных продуктах. Как оказалось, в Европе нет таких жестких рамок, как у нас, поэтому здесь используют даже препараты тетрациклиновой группы. Что касается тестов, они менее чувствительные — соответственно, и понятие нормы совершенно иное. Любой скот болеет, даже в Польше, подчеркнул Илья Даровских. Иногда единственным выходом и становятся антибиотики. А сейчас разработаны препараты четвертого поколения, которые не оказывают негативного воздействия на качество продукции и не влияют на здоровье людей. Конечно, есть и у них свой «черный список» медикаментов, запрещенных к использованию в ветеринарной медицине. Но они не «отлавливают» их в молоке, так как подобные лекарства не выпускаются ни на одном европейском предприятии.

Белорусские аграрии и руководитель польского отделения чешской компании «BIOVETA» Томас ГАНГЕР (крайний справа)
Качество молока проверяют независимые лаборатории, которые стоят на защите здоровья граждан, поэтому в подлинности их результатов не сомневаются ни производитель, ни покупатель. При этом дополнительные проверки исключены, даже если сырье едет, допустим, из Польши в Германию. В этом нет ничего удивительного, ведь все завязано на единых стандартах, внедренных на каждом предприятии Евросоюза. Сельхозорганизациям, в свою очередь, невыгодно поставлять некачественное сырье, так как за малейшее отклонение от нормы грозят серьезные штрафы, вплоть до того, что могут и вовсе запретить производство молока для дальнейшей продажи. Поэтому и работают наверняка, а не полагаются на авось.

ГЛАВНЫЙ зоотехник ОАО «Видомлянское» Каменецкого района Светлана Шилинская подметила такую черту  в работе польских аграриев: сенаж заготавливают с учетом того, в каком месяце планируют его скормить. К примеру, если траншею откроют через три месяца после закладки, применяется одна технология, если, допустим, через год — уже другая. Соответственно, и консерванты разные подбирают, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать себестоимость молока. 

Но больше всего удивили условия содержания дойного поголовья — помещения без окон и дверей, вернее, от них остались только проемы, которые даже зимой не прикрывают. Выглядит в диковинку, но Светлана Владимировна согласна, что свежий воздух еще никому не навредил. 

Ветврач шкловского ОАО «Александрийское» Андрей НАЙДЕНКОВ, замдиректора ОАО «Амкодор-Шклов» Олег МЕНЬШИКОВ и директор Могилевского завода ветпрепаратов Сергей ВОЛКОВ на ферме польского госхоза
Технология выращивания молочного и мясного поголовья, высокая культура производства впечатлили и начальника отдела ветеринарии Могилевского облсельхозпрода Василия Широкого:

— Они технологическую цепочку выстраивают так, чтобы расходы на содержание скота свести к минимуму. Поэтому на одном животноводческом объекте успешно справляются  всего шесть человек. И каждый из них работает на совесть. Да, у них есть хороший мотивирующий фактор — высокая зарплата, но и в случае халатности или нерасторопности спрос будет не менее жестким. Поляки пошли по правильному пути, когда отказались от выпаса скота на пастбищах. Они строят фермы с загонами  с таким расчетом, чтобы на каждую голову приходилось по 8 квадратных метров. Что это дает? Им удалось свести к минимуму количество ветеринарных обработок, так как природа делает свое дело, а солнце все лечит. Думаю, нашим хозяйствам на это обстоятельство стоит обратить внимание: чем более естественные условия содержания мы создадим, тем более щедрым на отдачу окажется дойное стадо. И, естественно, нужно подтягивать технологию заготовки кормов. Взяли польские кормосмеси для лабораторных исследований — качество, признаться, поразило. Поэтому и молоко у них есть. 

ЕСЛИ на фермах чисто и сухо, корма качественные и сбалансированные по питательности, нужно ли удивляться высоким надоям? Думаю, это излишне. Но и в этом направлении в Европе сделали огромный шаг вперед, перестроив принципы организации сельского хозяйства под рыночную ситуацию. Если растут цены на молоко, пойдет и прибавка в надоях. Если стоимость падает, то ни одно предприятие не станет работать себе в убыток. То есть в зависимости от личной выгоды хозяйство может доить и 7, и 9 тысяч, хотя вчера еще было, к примеру, 11 тысяч килограммов, заметил Леонид Матусевич. Нужных показателей легко добиться с грамотно подобранным рационом, рассчитанным на определенную продуктивность стада с сохранением высокой рентабельности молочной отрасли. 

Нам до этого еще далековато, и с поляками мы схожи   разве в том, что средняя продолжительность жизни коровы у нас и у них — 3—4 лактации. Только вот продуктивность разная. 

syritskaya@sb.by

Фото Алексея СКАКУНА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter