Свежий ветер кулис

Деревенский театр ищет свое место под софитами
Деревенский театр ищет свое место под софитами

Мадемуазель Куку из кинофильма «Безымянная звезда» запрещала своим ученицам–гимназисткам появляться на вокзале, особенно в часы, когда там проходил столичный дизель–электропоезд. Но ароматы терпких духов и другой жизни вновь и вновь манили юных дев вместе с почтенными горожанами на вокзальную платформу.

Нынешнему подрастающему поколению городка Лиозно никто не запрещает появляться на вокзале в любое время. Дизели через Лиозно проходят часто. «Уехать можно куда угодно, вот только кто нас там ждет?» — вздыхают иногда местные жители.

В выходные в местной бане толкотня и очередь. Собравшиеся самозабвенно хлещут себя в парилке вениками, обсуждают в предбаннике последние новости. Очищая тело, главное — не забыть бы о душе, выговорить все, что наболело. Все здесь друг друга знают. Стесняться нечего. Можно даже выйти подышать свежим воздухом с черного хода в чем мать родила. Пустынно... Превосходный вид на окраину Лиозно, высокое весеннее небо, видны костры, в которых рачительные хозяева жгут скопившийся за год мусор. За баней — лес. Оттуда всего 8 — 10 километров до России. Оглядываешься на городок и видишь типичный для районной местности еще позднесоветский индустриальный пейзаж с дымными трубами, мостами, ангарами, гаражами, бараками, железнодорожным переездом. Гуляя по Лиозно, обязательно выйдешь на строения некогда знаменитого на весь Советский Союз овощесушильного завода. Модные минские художники назвали бы его инсталляцией, обклеили стены портретами Мэрилин Монро и устроили перфоманс. За верхушками сосен мрачнеет огромный элеватор. Кажется, что человеческой душе здесь, посреди железа не на что опереться. Поэтому так необходимо горожанам культурное пространство.

Из–за своей провинциальной скромности Лиозно давно не оспаривает с Витебском право на то, чтобы считаться первой родиной Марка Шагала. Все равно с опытными «шагаловедами» не потягаешься в красноречии. Но на Доме культуры мемориальная табличка имеется: «На этом месте находилась усадьба семьи, из которой ведет свое происхождение Марк Шагал».

Разговоры о Шагале возникают в Лиозно сами собой. Тем более в юбилейный год, ведь 7 июля исполнится 120 лет со дня рождения знаменитого земляка. В местной газете «Сцяг перамогi» немало статей посвящено этому событию. В одной из них ее автор, старший научный сотрудник Лиозненского военно–исторического музея А.Лампицкая, пишет: «...можно до хрипоты спорить о месте рождения мировой знаменитости (документальных подтверждений так и не найдено), но отрицать тот факт, что вся большая родня — бабушки, дедушки, родители — являются коренными лиозненцами, никто не отважится. И мальчиком, и юношей Марк Шагал любил приезжать в гости в Лиозно, а уже в зрелые годы иногда выбирался сюда на пленэры».

— Не буду врать, я не совсем понимаю его живопись, — говорит местный житель. — Но то, что одну из комнат в своем парижском доме Шагал оформил в деревенском стиле и нарисовал на стене забор, греет мне душу. Значит, все–таки ему снились во время жизни во Франции наши прекрасные места.

Вдохновляемые земляком, лиозненцы с удовольствием участвуют в различных творческих инициативах. Одна из них — областной смотр–конкурс «Тэатральныя далягляды вёскi». Он был недавно организован Витебским областным методическим центром народного творчества и проходил в окрестностях Лиозно, то есть в самой что ни на есть глубинке.

Кстати, народный театр в самом Лиозно начал действовать еще в 70–е годы прошлого века благодаря увлеченному человеку, выпускнику московского Щукинского училища Григорию Трояновскому. Его идеи продолжила Галина Сухоруцкая. После учебы в Минске энтузиаст Геннадий Цыганков возглавил нынешнюю труппу актеров–любителей. Энергичный Цыганков увлек людей и вместе с работниками Витебского областного методического центра народного творчества Эльвирой Янченко и Николаем Глушаковым, заведующей отделом культуры Лиозненского райисполкома Марией Казакевич собрал фестиваль в нечто цельное. Несмотря на разногласия, неизбежные споры, как и в любом творческом коллективе, можно сказать, что у всех этих людей есть своя творческая изюминка. Кто–то хороший организатор, кто–то замечательно поет народные песни под баян, третий — прекрасно осведомлен об истории края, его драматических событиях.

Так что же это за явление такое — самодеятельный белорусский театр?

Конечно, не у многих современных коллективов есть понимание театральной формы, вкуса, атмосферы спектакля. Здесь больше от стилистики эстрадного театра миниатюр, КВНа. Но иногда, как капля янтаря в морском песке, блеснет удивительно тонкая актерская игра. Такие янтаринки попадаются редко, но оттого наиболее ценны. Их во время фестиваля оказалось несколько. Неожиданно правдивой оказалась интерпретация роли Полины в пьесе Андрея Макаенка «Трибунал» у актрисы Богушевского любительского театра Екатерины Руммо. Удивил членов жюри и молодой актер Велешковичского Дома культуры Евгений Гусев. Мимике и подвижности его героя в постановке «Конский портрет» позавидовал бы сам Луи де Фюнес.

По-моему, не хуже столичного театра Белорусской армии участники Перемонтовского сельского Дома культуры разыграли пьесу Алексея Дударева «Не покидай меня». Деревенские девочки–актрисы добавили в спектакль сермяжной правды, остроты, подлинной народной энергии, чего так не хватило столичной постановке. Хотя опытный глаз, конечно, мог заметить и современную косметику на лицах актрис, изображавших героинь 40–х годов, и маникюр. Не это главное. Пьесу Дударева они почувствовали кожей и оказались по–актерски гораздо гибче и изобретательнее исполнителей мужских ролей.

А теперь о главной проблеме, волнующей всех, кто занимается театром на селе, — проблеме материала. В программе фестиваля преобладала национальная классика — Макаенок («Трибунал»), Алехнович («Черт и баба»), Купала («Прымакi»), Чарот («Микитов лапоть»), Радзевич («Конский портрет»). Герои этих пьес были понятны актерам, ситуации предсказуемы и анекдотичны. Но оказалось, что это не просто любовь актеров к своим корням, а вполне конкретная проблема — отсутствие нового драматургического материала.

По этому поводу Мария Станиславовна Казакевич заметила:

— Как мы ставили «Микитов лапоть» 30 лет назад, так и они ставят. Ничего не изменилось.

Идейный вдохновитель фестиваля, режиссер лиозненского народного театра «У пошуку...» при методическом центре отдела культуры Лиозненского райисполкома Геннадий Цыганков говорит, что сегодня есть две лаборатории, где идет селекция нового драматургического материала. Прежде всего это Институт проблем культуры и созданный при нем Центр белорусской драматургии. Там тщательно прочитываются сотни современных пьес. Потом их ставят. Но о чем они?

Трудно представить в деревенском театре, например, произведение Дианы Балыко «Белый ангел с черными крыльями». И дело не в том, что пьеса плоха. Нет, ее язык, ее герои словно бы живут в каком–то стерильно–глянцевом пространстве. Евроремонт от драматургии. Я вовсе не призываю драматургов одеть своих героев в лапти, галифе и овечьи кожухи, но хотя бы писать о понятных проблемах, о реальности, а не об абстрактных клонах, словно бы из романов Владимира Сорокина.

— Постепенно сошли со сцены произведения Сергея Ковалева, — говорит Геннадий Цыганков. — А другого драматурга не появилось. По существу, со времен пьесы Дударева «Вечер», которую я считаю лучшей вещью Алексея Ануфриевича, так и не написано нового достойного произведения — об историческом выборе белоруссов, о наших проблемах.

Эпилог

...Мадемуазель Куку в финале фильма Михаила Козакова уговаривала «столичную штучку» (в исполнении Анастасии Вертинской) вернуться в столицу. Потому что «ни одна звезда не сходит со своего пути». Но иногда загораются новые звездочки. И их траектории пролегают совершенно непредсказуемо. Лиозненские работники культуры желают это доказать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter