Свежим идеям не место в долгом ящике

Креативно мыслящая молодежь готова предложить инновационные разработки...

Есть формула экономического успеха: инновации, инвестиции и инициатива. Эти слагаемые в сумме и дают нужный результат. Креативно мыслящая молодежь готова предложить инновационные разработки. Подтверждение тому - проект "100 идей для Беларуси", инициатором которого выступил БРСМ. Но, как показывает практика, от разработки до ее воплощения - долгий путь...


Дешево, красиво, но... никому не нужно


Пятикурсница строительного факультета Белорусско-Российского университета Майя Славинская верила, что участие в проекте "100 идей для Беларуси" поможет внедрить ее разработку, над которой она трудилась вместе с однокурсниками и преподавателями, в производство. Здесь первыми в стране додумались, что модные нынче жидкие обои можно делать из вторсырья - отходов швейного производства. Однако предприятия выгодный проект почему-то игнорируют.


Старший преподаватель кафедры "Промышленное и гражданское строительство" БРУ Раиса Семенюк, посвятившая этой работе около 12 лет, объясняет преимущества их изделия:


- Выбрав в качестве основного компонента для обоев вторсырье, мы, во-первых, значительно выиграли в цене. Наши обои на выходе втрое дешевле импортных. Во-вторых, это - инновационный вариант использования текстильных отходов. Раньше их попросту уничтожали, а мы, смешав с различными добавками, получили красивый и экологически чистый материал.


В музее университета, где представлены и другие разработки, эти обои я изучила визуально и на ощупь. Даже ногтем царапала, пытаясь удостовериться, что они не только красивы, но и практичны. Для себя решила: были бы такие в продаже, на импортные точно бы не позарилась. Но ни одно частное предприятие - а преподаватели вуза сотрудничество предлагали многим - так и не рискнуло опробовать проект у себя на производстве...


Кто не рискует, тот теряет


Раиса Семенюк не скрывает:


- Креативные проекты наших студентов не раз побеждали на республиканских конкурсах. Но, увы, так и остались проектами. Несколько лет назад, к примеру, наша студентка предложила использовать при производстве асфальтобетона не песок, а шлаки. Их не пришлось бы утилизировать. А асфальтобетон и тротуарная плитка с добавлением шлаков прочнее и дешевле. Одно частное предприятие выпустило пробную партию. Но дальше дело не пошло. Руководитель честно признался: ему проще работать с проверенным материалом, чем продвигать на рынок что-то новое.


По той же причине не удалось реализовать и другой проект. Студенты предлагали использовать для производства гипсополимерных плит, из которых делают перегородки в жилых домах, обычные пластиковые бутылки. Плиты, в составе которых переработанные пэт-бутылки, тоже выигрывали бы и по цене, и по качеству. Сотрудники БРУ уже и фирму нашли, готовую пластик поставлять. Она перерабатывает лишь часть материала, а около 5 тонн бутылок в год утилизирует. И этот проект не нашел поддержки на местном домостроительном комбинате.


Проректор по научной работе БРУ Виктор Пашкевич с сожалением констатирует:


- Руководителям предприятий надо эффективнее использовать интеллектуальный ресурс, но они боятся рисковать. Хотя в Европе венчурные инвестиции давно работают. Состоятельные люди вкладывают средства в инновационные проекты. Понимают, если "выстрелят" хотя бы один-два из десяти, - а так обычно и случается, - сверхприбыль гарантирована.


Движение должно быть двусторонним


Впрочем, хотя и редко, некоторые студенческие разработки приживаются на производстве. Я убедилась в этом в обычном продмаге. На полке обнаружила майонез "Славянский". Изготовлен он на Могилевской фабрике мороженого по технологии студентов Могилевского университета продовольствия. О чем и указано на этикетке: "Разработано МГУП". Сотрудничают студенты и с ОАО "Бабушкина крынка". Здесь уже внедрен проект выпускницы университета Екатерины Чупруновой, которая вместе со своими однокурсниками усовершенствовала технологию производства твердого сыра.


На Быховском консервно-овощесушильном заводе производят разработанные по технологии студентов МГУП нектары из клюквы и черноплодной рябины, а также икру из тыквы с добавлением перца. Она не только пользуется спросом у земляков, идет и на экспорт в Россию.


И все же проректор университета по научной работе Александр Акулич, как и его коллеги из БРУ, говорит, что сотрудничать с предприятиями непросто:


- Тех, кто внедряет наши разработки, - единицы. Большинство не хочет покупать патенты, а их у нас ежегодно не один десяток. Пока в продвижении инновационных проектов заинтересованы только вузы, ситуация в корне не изменится. Движение должно быть двусторонним.


Проректоры вузов с ностальгией вспоминают: при Советском Союзе производственники сами за ними ходили. На каждом предприятии имелся фонд финансовой поддержки научных разработок. Созданный за счет собственных средств, он расходовался на внедрение новых технологий, освоение новых видов продукции. Если до конца года фонд не был использован, деньги переходили в городской бюджет. Ученые уверены: эту практику надо вернуть. А также заинтересовать предприятия и бизнесменов, предоставляющих венчурные инвестиции, налоговыми льготами и прочими преференциями. Прежний ценный опыт, адаптированный к новым экономическим условиям, поможет открыть молодежным инновациям дорогу в заводской цех.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter