Светофоры дайте визу — едет “скорая” на вызов!

Когда близкому человеку плохо, мы, не задумываясь, набираем 03. С завтрашней ночи привычный номер “скорой помощи” изменится на 103. Меняется ли суть “неотложки”, качество медицинских услуг, подход к оказанию помощи в последние годы? Насколько быстро обязаны приехать врачи после вашего звонка? С какими проблемами приходится сталкиваться службе скорой медицинской помощи? Дежурить на “скорой” корреспондент “НГ” отправилась не в столицу — в Дзержинский район Минской области.

Лететь, как ветер
По утвержденным социальным стандартам одна бригада скорой медицинской помощи должна приходиться на 12 500 населения. В Дзержинском районе на одну “скорую” — 12 308 жителей. Пять бригад дежурят круглосуточно. Диспетчерский пункт районной “скорой” обрудован компьютерной системой “АСУ СМП”, двумя телефонами с системой звукозаписи поступающих и исходящих звонков, стационарной станцией радиосвязи с бригадами скорой медицинской помощи. Компьютер автоматически определяет номер звонящего и записывает весь разговор. Система удобна и для начальства — всегда можно проверить, достаточно ли корректно вел себя диспетчер, и для дежурных — запись поможет оправдаться в случае жалоб.
— Понятно, что всем людям хочется, чтобы “скорая” приехала побыстрее, — рассказывает врач Елена Демидович. — И почему-то начинают кричать, хамить. К примеру так: “Если через пять минут не приедешь, порву, как лягушку...” Бывает, врут про степень серьезности болезни: “Приезжайте, бабушка умирает...” А на самом деле у нее немного поднялось давление. “Скорая помощь” в любом случае приедет насколько возможно быстро.
Есть и оборотная сторона этой медали. Фельдшер Евгения Лагутик, которая уже много лет работает в отделении скорой медицинской помощи, сетует на то, что диспетчеру очень сложно по звонку определить, насколько серьезна ситуация. “Бывает, вызывают тихо, люди тянут до последнего и боятся побеспокоить “скорую помощь”, а состояние больного тяжелое. Вот пример. Вызывают к пятимесячному ребенку, жалоба на носовое кровотечение. В этой семье родилась двойня, мать покормила одного ребеночка, положила в кроватку и начала кормить другого. Видимо, второй в это время срыгнул и молоко попало в дыхательные пути. Ребенок задыхался, в больницу привезли “синим”. Спасли”.
Помогать советом
Многих в кризисной ситуации, по словам диспетчера, невозможно успокоить. Кричат в истерике и ничего не слышат. “Между тем, например, если человек поперхнулся, они сами могут спасти близкого, услышав мои рекомендации. Однако требуют: приезжайте быстрее, зачем мне ваши советы!” — делится наблюдениями Евгения Григорьевна.
Насколько быстро должна приехать скорая помощь по нормативу? С этим вопросом я обратилась к главврачу Дзержинского районного территориального медицинского объединения Владимиру Губашу. “Если речь идет об экстренном вызове, бригада должна выехать в течение четырех минут после поступления звонка, добраться до места в течение получаса. К экстренным вызовам относятся, к примеру, автодорожные аварии, серьезные производственные травмы, инфаркты, инсульты и т.д. Диспетчер определяет степень срочности вызова. Скорая помощь выезжает также на неотложные вызовы — обострение хронических заболеваний, повышение давления, отеки на ногах, приступы астмы... В таких случаях бригада должна прибыть на место в течение часа.
Через район проходит одна из самых интенсивных автодорог республики — Брест—Москва. Неудивительно, что в прошлом году в Дзержинском районе “скорую” пришлось высылать на дорожно-транспортные происшествия 72 раза. Вероятно, все помнят аварию, произошедшую в начале февраля, когда с автотрассы сошел и перевернулся маршрутный автобус “Москва—Берлин”. Две врачебные бригады Дзержинского РТМО подоспели вовремя и доставили пострадавших в больницу. Если по рации поступает сообщение о ДТП, ближайшая “скорая” может быть перенаправлена туда, чтобы не допустить человеческих жертв.
Как рассказал Владимир Губаш, в сельской местности действует практика переадресации неотложных вызовов на врачебные участки, ФАПы. К примеру, врач из Волмянской сельской участковой больницы (в 25 километрах от райцентра) доберется до больного быстрее, чем приедет в отдаленный уголок района “скорая” из райцентра.
Спасать рожениц
Пока мы беседовали, поступил вызов. В сутки их регистрируется в среднем около 50. Звонит акушерка из Волмы, “поймала” в деревне Якуты “неблагополучную” беременную  — постоянного места жительства у нее нет. У двадцатитрехлетней женщины меньше года назад, по сведениям акушерки, была внематочная беременность, делали операцию. До предполагаемого рождения ребенка остается всего месяц, а будущая мать показалась врачу только однажды и даже не поинтересовалась результатами анализов. Жалуется на сильные отеки и давление. Врачебная бригада летит забирать строптивицу. Ведь случись с ней что, а вероятность печального исхода высока, за все несут ответственность врачи.
“Уазик” прилично трясет на сельских дорогах. К сожалению, привычная горожанам машина скорой помощи по снегу и грязи не всегда доберется до больного, поэтому приходится отдавать предпочтение автомобилям с надежным передним мостом. В прошлом году Дзержинский район получил четыре новых авто марки “УАЗ”, да и остальные машины не старше 2003 года выпуска. Прибыли на место, по весенней грязи врачи пробираются к больной. А она уже одета и готова выезжать. Врач возвращает в дом для осмотра.
— Некоторые вызывают “скорую”, чтобы добраться в больницу. Им лень искать транспорт, договариваться. Такие обычно стоят с вещами, в одежде и от осмотра отказываются, — комментирует врач Елена Демидович. — Без осмотра мы не имеем права везти в больницу. И оставить нельзя — вдруг что-то серьезное...
Врать врачу — не в интересах больного. Красноречивый пример, подтверждающий это, привела фельдшер Елена Корбут. “Мужчина вызвал “скорую”, сказав, что у жены понос. Приезжаем, а она рожает! Едва успели с доктором довезти роженицу до города. Думали: может быть, роды, да еще и понос? Ничего подобного!”  А если бы врачи опоздали?
Поднимать пьяных
Второй вызов, который мне довелось прослушать в диспетчерской, поступил от пожилого мужчины. Как оказалось, пациент врачам был хорошо знаком. Есть категория “постоянных клиентов” “скорой”, которые звонят с завидной регулярностью. “Запойный мужчина, но обычно тихий,” — услышав имя, сразу вспоминает фельдшер Наталья Жилкевич. Возвратившись, рассказывает: пациент пьяный, жалуется на головную боль, немного поднялось давление. Есть ли в доме лекарства для снижения АД? Нет. В итоге отсутствие одной таблетки от давления обходится государству в сумму от 40 до 68 тысяч рублей — именно столько стоит “скорой помощи”.
В прошлом году, по словам главврача Дзержинского РТМО, безрезультатные вызовы составили около 7 процентов от общего числа обращений за скорой медицинской помощью. Большая проблема для врачей — пьяные, особенно зимой. “Если человек лежит, милиция им заниматься не будет. Мобильные телефоны сейчас есть у всех, люди вызывают “скорую” и уходят, считая свой долг выполненным, — рассказывает о проблеме диспетчер Евгения Лагутик. — А подойди ты, спроси, нужна ли лежащему помощь. Иногда достаточно руку ему протянуть, помочь подняться. Такой пьяный посидит на лавочке да и дойдет потихоньку до дома”.
Утешать в старости
Надев белый халат и куртку врача скорой медицинской помощи, еду с фельдшером Натальей Жилкевич на очередные вызовы. Их два — плохо бабушкам, обеим по 82 года. К слову, молодых пациентов в день моего “дежурства” практически не было. Вот и первый двор. Выясняется, что бабуле на самом деле 87 лет. Зачем же молодиться? “Многие думают так: я старый, никому не нужен, ко мне не поедут, и убавляют возраст. На самом деле для нас это не имеет значения,” — объясняет Наталья Генриховна. Выслушиваем жалобы, фельдшер измеряет давление и делает уколы. Через несколько минут вновь контроль АД. “Лекарство еще не успело подействовать, а давление снизилось. Для старого человека очень важно внимание. Многие говорят: куда же вы, посидите, поговорите с нами... И даже разговор помогает,” — делится наблюдениями фельдшер.
Вторую пожилую пациентку дети на зиму перевезли к себе в город. Выглянуло весеннее солнышко, и бабушка на промилый бог запросилась назад в свою хату. А возраст уже не пускает... Вот и томится, никому не верит, изводя всю семью придирками. Фельдшеры и врачи скорой помощи каждый день сталкиваются с людской болью и разводят ее где руками, где лекарством, где добрым словом.

 Комментарий специалиста

Ежегодно каждый третий житель Беларуси вызывает скорую медицинскую помощь, за год в стране регистрируется около трех миллионов вызовов “скорой”.
Об этом сообщил корреспонденту “НГ” главный внештатный специалист Министерства зравоохранения Беларуси по скорой медицинской помощи Леонид Миронов. По его словам, в Беларуси сегодня работают 838 бригад скорой медицинской помощи. Из них 122 — специализированные, в основном они базируются в столице и областных центрах. На вызов ежедневно спешат более 1200 автомобилей скорой медицинской помощи. Социальный стандарт — одна бригада на 12 500 жителей — выполняется, по словам Леонида Миронова, на всей территории республики. Наилучшим образом обеспечены скорой медицинской помощью жители Витебщины — здесь на 12 500 граждан в среднем приходится 1,2 бригады.
“Недавно Минская область закупила 4 реанимобиля, до этого времени в регионе не было ни одного,” — сообщил Леонид Миронов. Проблема транспорта для “скорой”, по словам специалиста, стоит очень остро. В скором будущем есть надежда, что нам не придется закупать автомобили скорой медицинской помощи за границей, их станут производить и в Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter