Светофор жизни

Как повысить детское внимание на дороге: эффективные игры, упражнения и задания

Как повысить детское внимание на дороге: эффективные игры, упражнения и задания

Трагедия, произошедшая в Гродно, где под колеса 15-тонного КамАЗа попала школьница, в очередной раз заставила задуматься о безопасности детей на дорогах. Оказывается, по статистике, 70 процентов ДТП с участием детей совершается по вине взрослых. Более того, 80 процентов происшествий происходит в радиусе одного километра от их дома. Как ненавязчиво научить ребенка правилам безопасного движения? О каких дорожных “ловушках” должны знать и дети, и родители? Есть ли игры, упражнения и мультфильмы, помогающие в этом? Обо всем расскажут специалисты.

Азбука безопасности

В  3—5 лет малыш еще не может осознавать опасности. Машины на дороге его не только не страшат, но даже притягивают. Нужно постоянно внушать ребенку, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Кстати, обучать детей правилам безопасности на дороге сейчас начинают уже в ясельной группе.

— В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения, — объясняет воспитатель дошкольного образования столичного детского сада № 379 Елена Веселая. — В силу возраста ребенок пока не в состоянии правильно оценить ситуацию на дороге. Ребятишки могут безмятежно выбежать перед машиной, без оглядки выехать на проезжую часть на велосипеде и даже затеять там игру. Поэтому “дорожной” внимательности их нужно учить.

Советы специалиста

  • — Будьте примером для своих детей, — рекомендует Елена Веселая. — Не позволяйте себе переходить дорогу в неположенном месте. Не ленитесь каждый раз проговаривать малышу все, что вы делаете: “Стоим, ждем желтый свет, готовимся, загорается зеленый, идем...”
  • Объясните ребенку правила поведения во дворе: не разрешайте выбегать из подъезда, не посмотрев по сторонам!
  • Разберите с малышом опасные дорожные ситуации. Закрепите знания с помощью рисунков.
  • Приобретите набор со знаками дорожного движения и машинками (или сделайте самостоятельно). Возьмите любимые игрушки ребенка. Пусть, например, торопливый заяц нарушает правила, а умный медвежонок его поправляет и делает все верно.
  • Один раз в неделю устраивайте занимательные уроки. Переоденьтесь в доброго дядю милиционера (достаточно будет надеть фуражку и взять в руки жезл), который каждый раз будет рассказывать новую тему. Полученные знания закрепляйте в игре — прямо на полу можно “нарисовать” дорогу, зебру, “установить” дорожные знаки и отправиться в импровизированный путь.
  • Уже с двух лет детям можно показывать обучающие мультфильмы. Например, есть хорошая серия “Азбука безопасности” со Смешариками.

Нескучное обучение

А  как развивать навыки безопасного дорожного движения у школьников? Ведь им тоже не хочется зубрить скучные правила.

— На базе нашей школы создан второй в стране Центр безопасности дорожного движения, первый функционирует в Минске, — рассказывает руководитель отряда юных инспекторов движения средней школы № 1 города Солигорска Светлана Глинистая. — Естественно, дети не очень любят теорию, поэтому к обучению подходим творчески. Чтобы преподнести Правила дорожного движения школьникам в увлекательно-занимательном ключе, всей семьей поиграйте в сюжетно-ролевые игры на эту тему.

Игровые варианты

  • Создайте несколько дорожных ситуаций, пусть ребенок во время игры потренируется быть и пешеходом, и водителем.
  • Отксерокопируйте карту вашего района (или сами сделайте план), начертите самый безопасный путь “дом — школа”. Вместе с ребенком пройдите по этому маршруту в реальных условиях.
  • Устройте игру на закрепление знаний о дорожных знаках. К примеру, каждый на стикере рисует дорожный знак. После этого стикер нужно приклеить соседу на лоб таким образом, чтобы он не смог подсмотреть, что нарисовано на бумаге. Далее каждый в порядке очереди может задавать наводящие вопросы (на которые можно ответить только да или нет), пытаясь определить, какой знак изображен именно у него.
  • Сделайте игру “Собери дорожный знак”. Найдите изображения дорожных знаков в интернете, распечатайте их, вырежьте и заламинируйте. Затем разрежьте знаки на составные части — своеобразные пазлы.

Дорожные “ловушки”

Машина, которая стоит

Такой автомобиль может закрывать собой другую машину, которая движется с большой скоростью. Объясните детям, что прежде чем выйти на проезжую часть стоит выглянуть из-за автомобиля и убедиться, что опасность не угрожает.

Ребенок не предполагает, что за одной машиной может “скрываться” другая

“Машина медленно едет, успею перебежать”, — думает ребенок... и попадает под автомобиль.

“Помехи” в виде домов, заборов, кустов...

Расскажите детям, что для перехода через дорогу нужно выбрать место, просматриваемое в обоих направлениях.

“Пустынные” улицы

На такие дороги дети выбегают, не глядя по сторонам. Выработайте у ребенка привычку перед выходом на дорогу всегда (!) остановиться, оглядеться, прислушаться, и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад — прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать никаких движений, не убедившись в безопасности.

Остановка — место, где дети чаще всего попадают под машины

Приучите малыша быть осторожным на автобусных остановках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter