Светлый путь

Письма из Пекина
С детства живем идеями и идеалами. Мечтаем... То выйти замуж за принца, то осчастливить все человечество. Второе проще, чем первое: с одной стороны, количество принцев ограничено, а с другой, «все человечество» — понятие крайне размытое, и если порадовал широкий круг друзей, считай, что и человечество в курсе.

...Наверное, должно быть стыдно, но подвиг Павла Корчагина меня никогда не вдохновлял, хотя и восхищал — невозможностью повторения. Наверное, у каждого времени свои герои. Хотя и я была воспитана в том духе, что общественное важнее личного, — и до сих пор с пониманием этого живу. Так что Павел Корчагин, конечно, — навсегда.

В Китае он, между прочим, по–прежнему любимый герой нации, источник вдохновения и образец для подражания. Правда, последнее время его место в сердцах китайской молодежи теснит... Билл Гейтс, из–за чего аналитики все чаще говорят о новой тенденции: забывает, мол, молодежь о вечном и коллективном, все больше думает о сиюминутной личной выгоде. Опасная тенденция. В стране вот и совещание провели под руководством председателя КНР Ху Цзиньтао — определяли, что такое слава и позор в современных условиях.

Если кто–то из вас подумал, что слава и позор — понятия больше философского толка и каждый сам для себя решает, что это такое, то ошиблись. По крайней мере, в Поднебесной это точно не так, причем исторически. Сначала философ Конфуций определил, каким должно быть государство. Потом при первом императоре объединенного Китая Цинь Шихуане конфуцианцев закапывали живыми в землю, потому что для обустройства нового государства больше подошла философская система легистов. Потом конфуцианцы взяли верх... В общем, в Китае философия определяет все, а философские принципы и понятия истолковывает государство — традиция.

Так что если вы задумываетесь над извечными философскими проблемами и бьетесь над решением вопроса, что такое хорошо и что такое плохо, — спросите у тех, кто определяет политику государства. На помощь сомневающимся спешат преподаватели Высшей партийной школы и делегаты Национальной политико–консультативной конференции. Именно они разработали социалистическую точку зрения на понятия славы и позора. Учитывая любовь китайцев к четкости и однозначности формулировок, определили, что на сегодняшний день в Поднебесной есть «восемь слав» и «восемь позоров».

Любовь к Отчизне — это слава, нанесение ей вреда — позор; служение народу — слава, отчуждение от него — позор; уважение научных знаний — слава, невежество — позор; трудолюбие — слава, праздный образ жизни и презрение к труду — позор; солидарность и взаимопомощь — слава, обеспечение своих интересов за чужой счет — позор; честность и верность слову — слава, утрата элементарного чувства долга при виде выгоды — позор; соблюдение законов и дисциплины — слава, беззаконие — позор; самоотверженная борьба — слава, роскошная и праздная жизнь — позор.

Коммунисты и ученые бьют тревогу: в Китае увеличивается не только разница между городом и деревней, богатыми и бедными, но все больше — между идеалами и реальной жизнью. Молодежь все чаще ориентируется на личную выгоду, забывая об общественных интересах. Виной всему, конечно, рыночная экономика, вызывающая падение нравственности. Иначе как можно объяснить тот факт, что Билл Гейтс вытесняет в головах молодых Павку Корчагина — главного героя их отцов?

За последние 25 — 30 лет в Китае изменения в области экономики произошли столь стремительно, что сознание за ними не успело, — противоречие, осмысливая которое можно защитить не одну диссертацию. Молодежь мечется между следованием высоким нравственным ценностям, о которых им рассказывают сначала родители, а потом школа и университет, и между столь привлекательной личной выгодой. Лично я полагаю, что самое непосредственное отношение к этому факту имеет политика ограничения рождаемости: когда на тебя — единственного — обрушивается безумная любовь как минимум шести взрослых, то в дальнейшем непонятно, почему себе нужно в чем–то отказывать и ограничивать?

Идеалы? Идеи? Слава и позор? На самом деле хорошо, что кого–то еще волнуют эти вопросы, не такие уж и теоретические, по большому счету. Будущее принадлежит думающим. Как говорил Декарт: «Я мыслю — следовательно, я существую». Китайцы не только существуют, они строят новый мир.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter