Свет сосновых боров

В этом году Вилейский лесхоз получил международный сертификат лесопользования. По словам его директора Павла Косяка, международные эксперты обращали внимание даже на мелочи в экологически ориентированном лесопользовании. Эксперты из Балтии, например, сами прошли вместе с вилейскими лесниками не одну делянку и пришли к выводу, что у вилейчан есть чему поучиться. Уже десять лет здесь не применяют в лесу гусеничные трактора — чтобы не нарушать поверхностный слой почвы и равновесие видов. Именно здесь родилось немало ценных инициатив по рациональному и экологически обоснованному лесопользованию.

Павел Косяк считает, что Вилейский лесхоз — особенный. Занимает он площадь свыше 90 тысяч гектаров. 70 процентов территории — светлые сосновые боры, в которых легко дышится и воздух наполнен живительными фитонцидами. Река Вилия и Вилейское водохранилище, а также чистые лесные озера круглый год привлекают немало туристов и любителей отдыха на природе. Летом нынешнего года, например, в месте слияния рек Нарочанки и Вилии каждый день отдыхало по 50—70 туристов со своими палатками. Да и другие живописные уголки не пустовали.
Директора лесхоза радует, что с каждым годом такой отдых на природе становится все более цивилизованным. Люди звонят, спрашивают разрешения приехать в эти места. Больше стало и тех, кто стремится не навредить природе — не оставляют после себя мусор и незатушенные костры. Лесники тоже стараются — благоустроили 28 мест для отдыха, 6 автостоянок, 18 кострищ.
Однако и забот у лесной охраны прибавилось. В летнюю жару велика опасность возникновения пожара, поэтому купили дополнительно две пожарные машины. В Нарочанском лесничестве, наиболее востребованном туристами, установили видеокамеры для своевременного обнаружения лесных пожаров.
Начальник отдела лесного хозяйства Константин Шатравко три года назад предложил новый способ рубок ухода в тех местах, где рубки главного пользования запрещены, — в лесопарках, вокруг населенных пунктов, вдоль дорог. В 2003 году, чтобы омолодить лес, в шахматном порядке на площади 25 соток вырубили старые деревья вдоль автострады, дав возможность молодым деревцам тянуться ввысь. Результат увидели в этом году: в вырубленных квадратах буйно поднялась молодая поросль. На каждом гектаре — от 25 до 45 тысяч молодых деревьев, возросших естественным путем. При посадках затраты больше, а культур на гектаре — 6—7 тысяч. Конечно, не все из молодых деревьев достигнут зрелого возраста, произойдет естественный отбор, но тем он и ценен, что естественный. Пока такой опыт проведен только на первом участке, но его “автор” доволен и уже подсчитал экономическую выгоду — около 50 тысяч рублей на одном участке.
Потребность же в деловой древесине необычайно велика — идет строительство агрогородков, да и индивидуальные застройщики поняли, что дешевле и полезнее для здоровья применять экологически чистый материал, а не синтетический. Возрастает и спрос на дрова. Все больше бытовых потребителей используют этот вид топлива — дешевый и экономичный. Вот только не мешало бы порой соизмерять спрос и предложение.
— Сначала переведут котельную на дрова, а потом обращаются к нам за топливом, — сетует Павел Павлович. — А надо бы наоборот — согласовать потребность в топливе с нашими возможностями. Если хозяйствовать беспланово, этак мы все леса сожжем.
Треть заготовленной древесины Вилейский лесхоз отправляет на экспорт. В числе экспортеров — Швеция, Финляндия, Литва, Латвия и Россия. Отгрузка идет по железной дороге.
— К экспортной продукции — требования особые, — подчеркивает директор лесхоза. — Порой даже ослабленная лента на пакете с древесиной влечет немалые штрафы. Поэтому и требования к качеству — самые жесткие. В цехе деревообработки слесари-наладчики делают наладку современного точного деревообрабатывающего оборудования. Экспорт продукции за восемь месяцев 2006 года составил  127 процентов к уровню прошлого года. Растет спрос на нашу продукцию — значит, требования международного сертификата мы оправдываем.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter