И это все о нем: Алексей Бычков — актер, тюремный режиссер, человек с гитарой, драматург

Свет рампы, избавляющий от тьмы

Фото Ивана Яривановича
Кто в Гомеле не знает актера Алексея Бычкова? Тот, кто не ходил в театр, областной драматический. За полвека на сцене у мастера поседели и поредели волосы, голос стал ниже, но все те же огонь и глубина в глазах. Кажется, он прирожденный чеховский Дядя Ваня или городничий из гоголевского «Ревизора». А еще и самобытный режиссер в театре за решеткой, музыкант, член Союза писателей Беларуси.

Славянский типаж

Предки Алексея Михайловича с Орловщины. Место рождения — Донецк. Театрально-художественный вуз окончил в Минске. Поступать в белорусскую столицу приехал со стихотворением своего школьного учителя-фронтовика о войне:

— Это было удивительное время. Молодость. Переживания. Я в Минске, в гостиницах мест нет, деньги закончились в первые же дни. Пока поступал, жил у одной доброй женщины в долг (потом, конечно, вернул ей все деньги). На экзамене стихи читал очень тихо — думал, что провалился. В общем, полный набор приключений веселой юности — в итоге все получилось.

В Гомельском областном драматическом театре актер служит с 1972 года! Представляете, как это было «не вчера». В том же году Олег Блохин дебютировал за сборную СССР по футболу. Славянская внешность и любовь к родной литературе предопределили амплуа Алексея Бычкова. Перед вами гоголевский, островский, чеховский, горьковский тип, смеется актер:

— Есть такая железобетонная установка: каждый актер мечтает сыграть Гамлета. Не отказался бы, но типаж все же имею не датский, а русский. Поэтому со студенческой скамьи был востребован в разрезе отечественной классики. Кстати, в те романтические годы довелось сыграть интереснейшую роль — Васисуалия Лоханкина. Такой персонаж — золотой фонд социальной и психологической сатиры. Возможно, именно тогда во мне зародилась любовь к трагикомедии. Смешить зрителя и одновременно вызывать слезы очищения — самое сложное искусство.

Ритуальные монологи

У Алексея Бычкова вся семья — театральная.
Фото из личного архива
Свою настоящую вторую половинку Алексей Бычков нашел не сразу. Разведенному актеру довольно необычную идею предложил его коллега по театру. Мол, напиши письмо моей сестре Наталии в Таллин. Она тоже развелась. Может, и склеятся две половинки.

Сначала начался эпистолярный роман. Но в итоге Бычков оказался на балтийском взморье, где воздух свеж. Однако большие планы молодоженов частично нарушила реальность. На дворе был 1991 год — эпоха тотального дефицита. Актера из Беларуси не прописывали в квартире новой супруги, в итоге талоны на продукты ему не полагались. Материальная помощь неожиданно пришла с кладбища, с улыбкой рассказывает Алексей Михайлович:

— Помните, у Жванецкого есть монолог про похоронную команду. Вот я и попал в такую. Был в Эстонии ведущим русскоязычных похорон. Скажу вам, школа почище театрального вуза! Там сама атмосфера не дает фальшивить, ведь люди переживают самые глубокие чувства и тебе надо настроиться на эту волну. В мои обязанности входила прощальная речь о покойном. Главные слова нашел в Евангелии от Иоанна. И уже под каждый случай искал свой вариант. В итоге похоронил более 120 человек. Получается, за 2,5 года — 120 нестандартных ролей плюс работа в таллинском театре.

В новых реалиях эстонской независимости русскоязычные актеры оказались невостребованными. Творческая дорога привела их в город над Сожем. Сегодня у Алексея Бычкова вся семья — театральная. Актрисами служат жена Наталия Задорина, дочери Анастасия и Александра. Внучка Ксения поступила на актерский факультет московского вуза. Не стала частью театрального мира лишь дочка от первого брака Юлия.

Театр за решеткой

В 2005 году Алексей Бычков стал организатором и участником уникального шведско-белорусского театрального проекта. В исправительной женской колонии № 4 он начал воплощать в жизнь «Театр в тюрьме». Актрисы — заключенные. Ситуация очень похожа на сюжет картины «Комедия строго режима», в которой снимался друг семьи Бычковых Виктор Сухоруков, только без побега участников. Костюмы режиссер приносил из театра, смотрели всей колонией, вспоминает он:

— Поначалу казалось, что ничего не получится. Эти женщины были далеки от театра. Но попробовав раз, им захотелось сыграть другую жизнь, ту, которая с обратной стороны колючей проволоки. И они, ступившие из мира, где живут по заповедям «Не верь. Не бойся. Не проси», начали раскрываться, меняться, чувствовать. Не это ли великая сила искусства?!

Впрочем, это был далеко не дебют режиссера Бычкова. Он не один год начинал с нуля интересные проекты в Гомеле: создал народный театр при Городском центре культуры и народный коллектив в железнодорожном техникуме. Пробовал себя и на большой сцене: поставил спектакль «Ночь после выпуска». Но за последние 16 лет мастер проводил иногда в колонии по четыре дня в неделю. Менялись состав и пьесы, однако была создана и сохранялась творческая атмосфера, говорит режиссер:

— Возникла идея поставить пьесу драматурга Януша Гловацкого «Замарашка». Место действия — детская колония. Закрытое пространство, сложные взаимоотношения, одна из героинь вскрывает себе вены. Наш проект не одобрили, назвали слишком суицидальным, не хотели возможных осложнений в реальной тюрьме. Но материал оказался близок моим актрисам. Пришлось переписывать сценарий по мотивам этой пьесы. Местом действия остался детский дом, правда, в России. Главная героиня уже не вскрывала себе вены, а забеременела от сына начальницы этого учреждения. Конфликт в произведении был создан, и сцены выстроились вокруг него.

В этом году Алексей Бычков поставил свой последний спектакль в ИК-4. Проект завершен. Он стал не только театральным, но и киношным. Об экспериментальных постановках за решеткой был снят документальный фильм «Дебют», который даже вы­двигали на «Оскар» от нашей страны.

— Меня часто спрашивают, что я дал этим женщинам-заключенным, которые стали в такое сложное для себя время актрисами и раскрывали свои таланты и душу? — анализирует итоги творческого эксперимента Алексей Михайлович. — Но для меня не меньший вопрос — что они дали мне? Я смог узреть воочию, вблизи, как искренне искусство может исцелять души, менять судьбы, прокладывать эту шаткую узкую ступеньку от тьмы к свету. Это не так заметно в обычном театре. Возможно, мне надо было оказаться в колонии, чтобы острее прочувствовать эту книжную истину.

Изгиб гитары, скрип пера

Литературно-музыкальная композиция «Тихая моя родина» на стихи поэта Николая Рубцова не один год является визитной карточкой Алексея Бычкова на творческих вечерах. Гитара — спутница артиста. Он положил на музыку, без ложной скромности, сотни стихов русскоязычных авторов. Любовь к поэзии и музыке пробудила в нем талант писателя, Алексей Михайлович — член Союза писателей Беларуси.

— Для меня это стало неожиданностью, — признается он. — Я вдруг обнаружил в себе силы и желание писать пьесы-сказки, например «Приключения маленькой Бабы-яги», «Волшебное зеркало». И даже на белорусском языке «Цудоўная казка — прыгожая песня». Моя книга «Любовь на расстоянии звезд» в 2015 году удостоилась областной литературной премии имени Кирилла Туровского. В сборник вошли три пьесы, две из них — сказки, а одна — отдельная гордость — создана по мотивам романа Михаила Рассолова «Канцлер Румянцев-Гомельский».

«Рабочим столом» для написания сценической истории о знаменитом канцлере Российской империи, строителе гомельского дворца Николае Румянцеве стали скамейки городского парка. Нужные строки рождались прямо у стен графских залов, правда, на основе исторических документов. Как известно, в любом вымысле есть немалая доля правды. Полный вариант пьесы еще не увидел большой сцены. Однако 50-минутную версию Алексей Бычков поставил в Белой гостиной Дворца Румянцевых и Паскевичей. Знаменитого канцлера сыграл сам.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter