Свет на пути с препятствиями

Главный барьер для инвалидов -- отсутствие поддержки здоровых.Миша начал терять зрение в 13 лет, а к двадцати получил группу инвалидности. Тем не менее поступил на физфак. Учиться не смог. Однако Михаил не сдался и перевелся на другой факультет. Обычные студенты пролистывали толстенный том «Истории КПСС» в ночь перед экзаменом, а Мише приходилось горбатиться над ним с лупой несколько дней. Получив диплом юриста, Михаил Дроздов всю жизнь проработал на ответственных должностях. Cегодня Михаил Дроздов трудится заместителем директора по идеологической работе и социальным вопросам ЧУП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ». Помните социальную рекламу о незрячих людях, собирающих розетки и выключатели? Именно на ЧУП «Светоприбор» мне представилась возможность узнать, насколько помогает трудовая реабилитация преодолеть барьеры общественного неприятия человека-инвалида. А главной проблемой, как ни странно, инвалиды считают не отсутствие специальных приспособлений в городе, а черствость окружающих здоровых людей.

По словам заместителя председателя Комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Национального собрания Ирины Алексановой, в республике сегодня более 580 тысяч людей с ограниченными возможностями. Проблема эта затрагивает и родных, и близких инвалида, поэтому как минимум два миллиона наших сограждан так или иначе прочувствовали ее на себе. «По статистическим данным Минздрава, ежегодно порядка пятидесяти тысяч людей в трудоспособном возрасте уходят на первичную инвалидность», -- озвучила нерадостную цифру депутат. Реабилитация инвалидов и создание безбарьерной среды -- в большой степени заслуга самих общественных объединений инвалидов. Формирование государственной политики в отношении людей с ограниченными возможностями, по словам Ирины Алексановой, началось в 1990-х годах. Принятие в 1991 году закона о социальной защите инвалидов, а затем в 1994 году  закона о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов ознаменовало начало этого процесса. «По большому счету, процентов на 80 эти законы выполнены. Мне кажется, мы положили начало изменению отношений общества к этим людям. Об инвалидах всего десять-пятнадцать лет назад старались не говорить и не думать, они сидели в одиночестве по своим квартирам. Когда в 1990-х годах мы создали в детском саду в Минске первую группу реабилитации для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, какая была реакция! «Я не хочу, чтобы мой ребенок даже дышал одним воздухом с этими детьми!» Сегодня этих барьеров нет -- в республике имеется порядка сотни учреждений с интегрированным обучением обычных детей и инвалидов», -- рассказывает депутат о тернистом пути преодоления барьеров.
Рабочий момент
Александр Чередниченко работает на ЧУП «Светоприбор» уже 25 лет, пришел сюда сразу после окончания Молодечненской спецшколы. Здесь же познакомился с женой, оба -- инвалиды 2-й группы по зрению. «Работа для меня -- это, конечно, в первую очередь материальное обеспечение, она дает возможность купить что-то в семью, детям -- у нас две дочки. Кроме того, это общение, друзья, ведь на работе мы проводим много времени. На предприятии чувствуешь, что можешь сам заработать, обеспечить свой быт, дать образование детям и быть, как все», -- рассказывает Александр. Его профессия резьбонарезчика на специальных автоматах более квалифицированная, чем слесарь механосборочных работ -- специальность большинства занятых на предприятии инвалидов по зрению. На специально оборудованном рабочем месте все детали лежат на своих местах, чтобы слепой легко мог совершать привычные действия и не повредить руки. Как правило, нужно отработать семь часов, но если выполнишь норму раньше, можешь не сидеть до конца смены. По словам директора ЧУП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ» Константина Конойко, средняя зарплата на производстве за пять месяцев этого года составила 601 тысячу рублей. Инвалиды, работающие в цехах, получают примерно по 450 тысяч рублей, надомники (на предприятии есть и такая форма работы) -- около 250 тысяч. Всего из более 1,8 тысячи работников предприятия 54 процента -- инвалиды по зрению.
Несмотря на значительную долю использования ручного труда и отсутствие государственных дотаций (за исключением некоторых налоговых льгот) предприятие остается рентабельным, отметил директор. Если же преференции отменят, придется либо уволить сто инвалидов и купить один ультрасовременный механизм для сборки, либо продукция станет неконкурентноспособной. Депутат Палаты представителей Ирина Алексанова напомнила, что новый закон о льготах практически не затронул существующие льготы инвалидов первой и второй группы. И все же люди с ограниченными возможностями беспокоятся за будущее.
И психолог, и юрист
За рубежом труд инвалидов по зрению на подобных производствах не используется: там они осваивают самые разные профессии -- реабилитолога, психолога, юриста и другие и успешно работают. У нас, к сожалению, пока не так. Даже если инвалиду удалось получить высшее образование или человек, будучи уже специалистом, потерял зрение, предрассудки в обществе практически не оставляют ему шанса устроиться на достойную работу. Играет роль и стандартное заключение МРЭК о работе на специализированном предприятии, которое закрывает перед человеком многие двери. Между тем в некоторых профессиях слепым нет равных. Благодаря особой компенсаторной чувствительности кончиков пальцев они становятся прекрасными массажистами, к которым люди записываются за месяц. И все же, по словам начальника организационного отдела ЦП ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» Тамары Крутовцовой, только чуть более 700 членов товарищества работают вне системы предприятий БелТИЗ. Всего в системе ОО "БелТИЗ" 14 предприятий, которые производят светильники, фильтровальные элементы, электроустановочные, кистещеточные и швейные изделия. На них трудятся еще 3700 инвалидов по зрению из 20 тысяч членов товарищества. В Минске, по словам Константина Конойко, проблема трудоустройства инвалидов по зрению полностью решена. В провинции с этим сложнее. «Если человек имеет работу, это уже много значит», -- подчеркнул заместитель председателя ЦП ОО «БелТИЗ» Виктор Гиль.
В стране 345,7 тысячи человек -- инвалиды 1--2-й группы, и эти категории людей считаются нетрудоспособными, еще 135,1 тысячи -- инвалиды 3-й группы, многие из которых также не работают. «Все зависит от человека. Я себя инвалидом не считаю», -- говорит упомянутый в начале материала Михаил Дроздов, у которого первая группа. Но даже сильным духом людям с ограниченными возможностями приходится преодолевать огромные барьеры. Снизить их в силах каждый из нас.
Протянуть руку
Что можете сделать вы?
Самые распространенные ситуации, когда мелочи становятся для инвалида по зрению серьезной проблемой.
Номер общественного транспорта. Здоровые люди могли и не заметить то, что номер маршрута автобуса или троллейбуса на новых моделях стал мельче и практически пропал с боковых и задних панелей. В результате инвалид по зрению не может его разобрать, а прохожие на вопрос о маршруте реагируют грубостью и ругательствами. Не проще ли назвать номер?
Цена в магазине. Согласитесь, не каждый человек с хорошим зрением разберет сегодняшние надписи на ценниках. Между тем нередко продавец на вопрос о цене реагирует не очень-то вежливо: «У тебя что, глаз нет?»
Ямы и ремонты во дворах. Даже возле предприятия, где работают слепые люди, рабочие спокойно могут перекопать улицу, никого не предупредив. В итоге тонкие ленточки вместо нормальных ограждений не спасают людей с ограниченными возможностями от падений и травм.
Разросшиеся кусты. Представьте ситуацию: инвалид привык ежедневно, придерживаясь турникета вдоль дорожки, ходить в магазин. А возле поручней разрослись кусты. И если зрячий увернется от ветки и не заметит то, слепой человек может получить серьезную травму.
Пандусы и ступеньки. Как ни странно, пандус, жизненно необходимый «колясочнику», -- зона опасности для слабовидящего, если не оборудован поручнями. Начало и конец подъема для инвалида по зрению должны быть выделены другим цветом, чтобы человек не споткнулся.
«Если я подхожу к человеку и прошу о помощи, часто натыкаюсь на оскорбления, -- рассказывает Михаил Дроздов. -- Да завяжи ты себе глаза и походи так всего полчаса, уже кое-что поймешь». Главный барьер, который без нас инвалиду никак не преодолеть, -- отсутствие поддержки здоровых.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter