Свет московских окон

Получить исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся белорусско-российской интеграции, сегодня вряд ли возможно.
Получить исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся белорусско-российской интеграции, сегодня вряд ли возможно. Потому что уникальная по сути своей практика строительства союзных отношений не вписывается, как под копирку, ни в одну из уже известных в мире схем, а тем более на постсоветском пространстве. Но вопросы возникают. И, разумеется, задают их журналисты, по крайней мере те, для кого союз двух суверенных стран - Беларуси и России - наполнен глубоким смыслом и просто по-человечески близок и понятен, не из праздного любопытства. Что строим и для кого? Где уже пересекаются взаимные интересы и где еще требуется основательная переговорная "притирка"? Наконец, когда же результаты этой многолетней, напряженной работы станут настолько осязаемыми, что их, как говорится, можно будет потрогать руками?

На прошедшем саммите в Ялте, где президенты Беларуси, России, Украины и Казахстана обсуждали планы "четверки" по созданию Единого экономического пространства, Александр Лукашенко назвал союз Беларуси и России "хорошим примером" торгово-экономической интеграции. "Мы многое решаем с основным своим партнером - Россией", - сказал Президент.

Накануне саммита группа белорусских журналистов при содействии РИА "Новости" получила возможность побывать во многих высоких московских кабинетах. Лично мне было крайне интересно узнать: а какие же виды на белорусско-российскую интеграцию открываются из них? Что, к примеру, думают в МИДе, Госдуме, как оценивают положение дел кремлевские чиновники? Надо сказать, "коллективное мнение" получилось весьма мозаичным и большей частью позитивным относительно наших общих перспектив. Но местами, к сожалению, в этой мозаике попадались и осколки кривого зеркала, искажающие реальность.

Для тех, кто сильно озабочен поиском "камней преткновения" и "подводных течений" в сотрудничестве наших стран, точка зрения первого заместителя министра иностранных дел России Валерия Лощинина покажется парадоксальной. Все эти "камни", которые время от времени встречаются на пути, по его мнению, свидетельствуют о высокой степени интеграции. "Мы выходим на такой уровень задач, - сказал Валерий Васильевич, - которых никто на постсоветском пространстве не решал". Видимость некоторого замедления, по словам дипломата, создают также объективные обстоятельства: это и выборы в Госдуму, и выборы Президента России, и недавняя смена правительства. До сих пор не завершена административная реформа, что, естественно, сказывается на возможности принятия согласованных решений. "В самое ближайшее время мы ожидаем заметной интенсификации нашей работы, - отметил Валерий Лощинин. - Думается, на заседании Совета министров Союзного государства, которое состоится 8 - 9 июня в Минске, будут сняты многие взаимные проблемы. Мы надеемся, в скором будущем нам удастся выйти на подписание соглашения по газу, созданию совместной газотранспортной системы, появится ясность и в отношении введения единой валюты".

Что касается союзного Конституционного акта, то позиция российского МИДа такова: этот документ должен быть детально выверен и сбалансирован таким образом, чтобы суверенные права каждого из государств были полностью сохранены.

"Без экономической интеграции нам не обойтись, - убежден и секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов. - Эти процессы не могут протекать просто. Даже по опыту ЕС видно, что перед объединением страны должны были провести серьезную подготовительную работу. Так и у нас. Главное - есть политическая воля и понимание. Далее идут переговоры". Союзный приоритет, по его словам, - это создание единого экономического пространства. Оно, как локомотив, влечет за собой образование других пространств - правового, культурного и т.д.

Разумеется, в беседе с секретарем Совета безопасности невозможно было обойти и такую актуальную проблему, как расширение НАТО вплотную к белорусским границам. "Нельзя допустить вмешательства во внутренние дела Беларуси, - заявил по этому поводу Игорь Иванов. - И внешние угрозы мы рассматриваем вместе. Тем не менее мы готовы развивать партнерские отношения с НАТО. А что касается других серьезных проблем, которые нам с белорусами предстоит решать сообща, то это прежде всего борьба с терроризмом. И в этом наши спецслужбы очень конструктивно взаимодействуют".

Разговор в Государственной думе шел о конкретных проблемах и взаимных выгодах. Заместители председателя думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Сергей Антуфьев и Владимир Чуров рассказали, что работа над выполнением союзного договора является приоритетной как для Госдумы, так и для Парламентского собрания союза Беларуси и России. "Но проблемы объединения сейчас решать гораздо сложнее, - отметили депутаты. - Мы разошлись достаточно далеко". В числе главных проблем были названы разные темпы экономического реформирования, вопросы транзитных перевозок, необходимость создания более сильных стимулов для привлечения инвесторов. В качестве очевидных "плюсов" депутаты назвали отсутствие визового режима, возможность свободного трудоустройства, равные возможности для учебы и активный культурный обмен. А в конце разговора Сергей Антуфьев сделал несколько неожиданный вывод. "России, - сказал он, - выгоднее, чем Беларуси, создание Союзного государства". И привел несколько убедительных аргументов: во-первых, множество техники, необходимой россиянам, выпускается только в Беларуси. Во-вторых, необходимость общей оборонной системы. А в-третьих, бесспорные геополитические выгоды для России. Что ж, с этими аргументами трудно не согласиться, как и с мнением депутата, высказанным двумя днями позже в Минске на заседании "круглого стола", на котором обсуждались вопросы согласованной внешней политики Союзного государства. Как считает российский политик, прав и свобод граждан у нас утверждено не меньше, чем в Евросоюзе. А некоторые нормы договора и межправительственные соглашения можно расценивать как шаг вперед по сравнению с европейской Конституцией. Однако об этом очень мало говорится в СМИ. "Если не изменить подход к формированию общего информационного пространства, то через 3 - 4 года мы будем вынуждены убеждать не только мировую общественность, но и собственные народы в том, что мы с пользой для себя объединяемся".

Резко сказано, но по делу. В общем, видно, что не лезет политик в карман за словом, но и "крапленую" карту из рукава не вытягивает. К сожалению, нечто подобное довелось наблюдать в кабинете помощника российского Президента Сергея Приходько. У него, как выяснилось, весьма своеобразное представление об информационном пространстве в целом и жанровой специфике газетных материалов в частности. Посетовав на то, что "в Беларуси сократилось время трансляции некоторых российских телеканалов и радиостанций", господин Приходько перешел к "аналитике", которая содержалась в извлеченной из ящика стола записке. Пройдясь по официальным белорусским СМИ, которые, дескать, предвзято пишут о России, Сергей Эдуардович ухватил, как говорится, быка за рога. Цитирую: "В "Советской Белоруссии", например, в этом году было опубликовано 63 аналитических материала о России, из них только 30 процентов нейтрального толка, а в 70 процентах же слышится отрицательная тональность".

Что это за цифры такие, откуда они взялись? Увы, какого-либо комментария относительно "разнотональной пропорции" не последовало. Хотелось бы спросить "экспертов", готовивших эту записку, - с помощью какого инструмента они определяют тональность публикаций? Ведь аналитика, как известно даже первокурснику журфака, предполагает наличие авторского взгляда на проблему. Что, у наших союзников-россиян нет проблем, которые не касаются белорусов? Есть, разумеется. Разве это "запретная зона" для критического осмысления? Вроде нет. Так в чем же дело? Если о проблемах интеграции молчать, как же они будут решаться? Да и вообще, ради объективности можно бы и российскую прессу полистать. Очень интересные наблюдаются в ней перепады тональности...

Но, честно говоря, заниматься составлением подобного рода "пропорций" не хочется. Гораздо приятнее, признаюсь, анализировать цифры товарооборота, прибыли, союзного бюджета, общих производственных программ. Что мы, кстати, и делали, встречаясь с послом Беларуси в России Владимиром Григорьевым и госсекретарем союзного государства Павлом Бородиным. И тональность была соответствующей: больше и лучше надо работать, тогда все у нас получится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter