В поисках утраченного: история Вознесенской церкви в д. Морочь Клецкого района и Забельского католического комплекса (д. Волынцы) Верхнедвинского района

Свет и тени ушедшего времени

Чаще всего от прошлого нам остаются только тени. Иногда они отпечатываются на фотографической карточке, и тогда появляется шанс проиграть ушедшее на сцене нашей современной жизни. Однако нередко тени прошлого теряются в закоулках памяти и надо успеть выхватить их оттуда, пока они не канули во тьму веков навсегда. Сегодня наша машина времени делает две остановки — в Верхнедвинском и Клецком районах. Поиск утраченного продолжается.

Волынцы. Литография по рисунку Н.Орды. Конец XIX в.

За кулисами столетий:

Костел в честь Святого Юрия и монастырь доминиканцев в деревне Волынцы (Забелы) Верхнедвинского района

Эта святыня не сохранилась до наших дней, и сегодня Забельский костел только отпечатался той самой тенью прошлого на немногочисленных
Волынцы. Костел. 1912 г.
фотографиях и рисунке Наполеона Орды. Некоторые из этих раритетных фото, выполненных в 1912 году, мы публикуем вместе с оборотными сторонами впервые.  В первые годы советской власти многие религиозные храмы, католические и православные, пришли в упадок. Потом жестоко пострадали в период Великой Отечественной войны. А после и вовсе оказались снесены. Подобная судьба выпала и святыне в фольварке Забелы.

Костел Святого Юрия в Забелах — замечательный памятник виленского барокко. Автор проекта — известный архитектор времен ВКЛ Иоганн Кристоф Глаубиц. В 1749 году появился строительный контракт, где говорилось: архитектор Глаубиц выполняет проект костела и делает эскиз, управляет строительством на месте мастер Лаубе. Боковые алтари, выполненные «штукатурами из Вильни», были освящены в 1759 году, главный алтарь завершен и освящен в 1766-м. В 1764 — 1768 годах возведены башни и входная часть. Отделка интерьера, по мнению исследователей, имела стилистические черты рококо.

Костел составлял единый комплекс и архитектурный ансамбль с монастырем доминиканцев, действовавшим в Забелах с 1731 года. Каменный двухэтажный монастырский комплекс соединялся с храмом переходной галереей. При всех монастырях орден открывал школы: Забельский доминиканский коллегиум существовал в 1716 — 1811 годах. При коллегиуме работал школьный театр. Здесь ставились трагедии — из античной жизни и комедии — из местной. В 1787 году зрителям показали «Комедию» одного из основоположников белорусской драматургии, профессора риторики и поэтики Забельского коллегиума Каэтана Морашевского — возможно, это была первая белорусская комедия, где основные персонажи, крестьянин и корчмарь, со сцены говорили по-белорусски.

Волынцы. Монастырь. 1912 г.

На рубеже веры и неверия:

Вознесенская церковь в деревне Морочь Клецкого района

Можно найти сведения, что первое письменное упоминание самого села Морочь относится к 1537 году. Биография морочской достопримечательности — православной Вознесенской церкви — началась значительно позднее. Однако точная дата основания и возведения храма остается под вопросом. Вариантов несколько: 1794 год, 1845 год, встречается 1846-й. Также практически ничего не известно о пожаре 1928 года и постройке нового храма. Но сегодня мы можем с достоверностью прочесть эту страницу истории и даже проиллюстрировать ее уникальными фотографиями начала ХХ столетия.

Морочь. Новая церковь. 1932 г.
Итак. 26 декабря 1928 года в селе Морочь, тогда Несвижского уезда, по неизвестной причине сгорел местный приходской храм во имя Вознесения Господня. Причт озаботился постройкой новой церкви. Прихожане самой Морочи также твердо стояли за то, чтобы возвести храм на месте сгоревшего. Настоятель прихода священник Алексей Касперский присоединился к складчине своими личными средствами.

На собрании выбрали строительный комитет из 9 человек под председательством настоятеля и при делопроизводителе псаломщике Давыдове. Надо сказать, утверждение проекта далось комитету не без труда, отцу Алексею даже пришлось съездить в Варшаву. Когда поступило высочайшее разрешение на строительство, начали собирать взносы и пожертвования. Комитет даже разослал воззвания и подписные листы своим бывшим прихожанам в Америку. Уездный староста разрешил кружечный сбор по всей своей подведомственной административной территории. Местный архиерей, владыка Алексий, добился церковного сбора средств по всей митрополии, а также обращения в министерство исповеданий о помощи из правительственной казны. Наконец, 7 мая 1930 года в торжественной обстановке и при большом стечении верующих состоялась закладка нового храма.

К осени закончили постройку храма вчерне, после чего из-за нехватки средств процесс прервался почти на год. Но к лету 1931-го подоспела помощь от консистории церковных сборов, собранных по всей митрополии, а также ассигнование министерством исповеданий правительственного пособия в 1.500 зл. — работы возобновились. Причем настолько энергично, что к весне 1932 года храм был готов к освящению.

Иконостас «довольно хорошей работы» приобрели за сходную цену в Сновской церкви Городейского благочиния: там имелся запасной после закрытия храма. Внутреннее убранство и необходимую церковную утварь пожертвовали прихожане и некоторые церкви благочиния по просьбе благочинного — протоиерея Василия Воллосовича.

Духовенство и гости на освящении морочской церкви. 1932 г.

И вот 5 июня 1932 года с разрешения архиепископа Гродненского и Новогрудского Алексия совершился чин освящения новой Морочской церкви.

Торжество открылось накануне в 8 вечера праздничной всенощной в новом, переполненном молящимися, храме. Ранним утром 5 июня по направлению к Морочи из окрестных полесских сел и деревень двигался поток богомольцев. В 10 часов прибыл крестный ход из Заостровечья, также собравший на своем пути множество людей. В 11 часов собором священнослужителей (15 протоиереев, 7 иереев и 2 диакона) совершили малое освящение воды. А затем и освящение самого храма.

Отец Алексей Касперский сердечно благодарил всех собравшихся на торжество, и всех, способствовавших своими материальными средствами и трудами сооружению храма.

Морочский церковный хор. 1932 г.

Несвижский благочинный Василий Воллосович и настоятель Алексей Касперский направили телеграмму с выражением благодарности архиепископу Алексию. На что владыка ответил специальной резолюцией от 6.6.1932 г. за № 5644 следующего содержания: «Сердечно благодарю о. благочинного, о. настоятеля Морочской церкви, собравшееся духовенство и прихожан за молитвы и благожелания. Господь да сохранит всех в единении и любви Христовой, а новоосвященная церковь да будет твердым оплотом Св. Веры Православной на рубеже веры и неверия. А.А.»

Оборотная сторона открыток.

«Торжество освящения храма было запечатлено на память несколькими фотографическими снимками, сделанными фотографом Миллером, прибывшим нарочито для сей цели», — сообщал один из периодичных альманахов того времени. Некоторые из этих фото мы поместили сегодня в нашей рубрике.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки и фотографии из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter