Незрячий массажист из Могилева на собственном примере доказал: физические особенности делу не помеха

Свет и тени Безрукова

Дорога, автобус, магазин.  На многих деталях жизни свое внимание мы почти не акцентируем. Не всегда замечаем и людей, для которых добраться из одной точки в другую — как квест пройти. Каково это — воспринимать мир наощупь? Как реализовать таланты человеку, если он практически незрячий и к тому же плохо слышит? Массажист Артем Безруков из Могилева на собственном примере доказал: если хочешь расти профессионально и духовно, физические особенности не помеха.

Главный помощник — трость

В физиокабинет могилевской поликлиники № 2, где принимает Артем, заглянуть удалось лишь по окончании его рабочей смены. С виду 29-летний парень на силача никак не тянет. Руки тоже далеко не лопаты. Но за год с лишним пациенты уже успели оценить его мастерство. Он поясняет: косая сажень в плечах — еще не гарантия хорошего массажа:

Руки тоже далеко не лопаты. Но за год с лишним пациенты уже успели оценить его мастерство, и многие записываются к Артему в «именную очередь».
— Человеческий организм — материя на самом деле хрупкая. Не так или не туда нажал, эффект может получиться обратным.

Азы своей профессии могилевчанин изучал в Гродненском медицинском колледже. Насколько это трудно — провести два года вдали от дома, если ты практически незрячий? Артем утверждает: такие трудности вполне преодолимы. Сориентироваться на новой местности помогали в том числе незнакомые люди, так что самостоятельно мог не только в магазин зайти, но и на занятия ездил за несколько остановок. Из Могилева к месту учебы, к слову, тоже добирался в одиночку — благо два города связывает прямой поезд. Большой плюс, подчеркнул, и в том, что сотрудники железной дороги отработали методику помощи пассажирам с инвалидностью.

— Но главный мой помощник — «белая подруга», — опираясь на трость, парень привычно спустился с лестницы третьего этажа и довольно уверенно зашагал по тротуару. Здесь, пояснил, все знакомо, пешеходная дорожка исхожена не раз. Потом — поворот направо, к переходу. Зеленый свет включается вместе со звуковым сигналом, и Артем не спеша пересекает магистраль.

День и ночь

На ближайшей остановке ждем нужный троллейбус и в  разговоре возвращаемся уже в школьное детство Артема. Во время учебы в гимназии он еще видел. Но зрение ухудшалось стремительно: не помогла и операция, которую провели гомельские офтальмологи. Сегодня парень отличает лишь свет и тени, день и ночь. Слух тоже не идеален. Как и многие другие оказавшиеся в схожей ситуации люди, путь во взрослую жизнь Безруков начал с работы на предприятии «Тифлос» Белорусского товарищества инвалидов по зрению. Но вскоре монотонность операции по сборке розеток и выключателей активного и жизнелюбивого парня начала тяготить. На серьезные перемены решился благодаря участию  сотрудника Центра соцобслуживания населения Ленинского района Маргариты Манкевич. «Она также утратила способность видеть, но при этом не просто живет полноценной жизнью, а и другим помогает поверить в себя. Меня тоже убедила, что потеря зрения — не приговор, — вспоминает могилевчанин. — Тем более не повод отказываться от желания попробовать себя в новом деле, то есть обучиться массажу».

Троллейбус медленно, но верно мчит нас к дому Безрукова. О названии остановок можно судить лишь по обрывочным словам объявлений, которые звучат довольно тихо. Парень признается: это еще не беда, бывает и похуже, то есть практически не слышно. А вообще, желательно, чтобы перед выходом из автобусов-троллейбусов давали звуковой сигнал. И вдруг добавляет:

— Слышите, как вибрирует троллейбус? Это мы пересекаем мост. Дальше будет лежачий полицейский. Через пару остановок выходить.

Оказывается, следить за ходом движения транспорта ему позволяет еще и особая чувствительность к посторонним звукам. Сегодня, признается, слабовидящим во многом помогают современные технологии. В частности, «говорящие» программы в смартфонах и компьютерах расширяют горизонты для общения, самообразования, творчества.  Артему все это подспорье в творчестве. Парень не только много читает, общается, но и пишет стихи и песни. 

Свою судьбу пишем сами

Как рождаются рифмованные строки? Словами объяснить трудно:  иногда, говорит, просто невозможно не писать, как, например, нельзя не дышать. Его стихи — о любви и разлуке, добре и зле. О том, что свой мир мы создаем сами и лишь от нас зависит, каким именно будет завтра. Однако философия и романтика далеко не всегда стыкуются с реалиями жизни. Проблемы поджидают даже у собственного подъезда.

— Проезд во дворе нашего дома № 20а по улице Островского отремонтировали, но асфальт при этом подняли, уровняв его с  тротуаром. В итоге невозможно почувствовать, находишься ты на проезжей части или на пешеходной дорожке. Разделительного бордюра нет, и это небезопасно, — в доказательство сказанного Безруков продемонстрировал трость, прогнувшуюся от столкновения с автомобилем.

Лужи, наледь тоже создают дополнительные риски. Артем благодарен каждому, кто помогает ему преодолевать подобные барьеры. Случалось ли самому помогать кому-то? «Да, — отвечает Безруков. — В основном в установке компьютерных программ или других технических вопросах».

В ближайшее время в планах — ремонт жилья, которое парень делит с мамой и бабушкой. А там, глядишь, и на путешествие в отпуск можно замахнуться. Красивых мест ведь немало, в том числе в родной стране. А красоту он чувствовать умеет, порой даже тоньше некоторых зрячих. «Главное, — подытожил, — знать, что  безвыходных ситуаций не бывает. Если, конечно, человек не ставит себе ненужные барьеры сам».

markova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter