Гомельский ветеран получил боевой орден Красной Звезды спустя 72 года

Свет далекой Звезды

В Гомеле 93–летнему ветерану Великой Отечественной войны Василию Хацулеву торжественно вручили орден Красной Звезды, которым он был награжден 72 года назад, но так и не получил. Теперь награда, как говорится, нашла героя. Жизнь этого необычного человека — настоящий сценарий для остросюжетного фильма: солдат, диверсант, узник немецкого лагеря, партизан, снова солдат. Потом — безвинное осуждение, реабилитация и долгая трудовая жизнь.


В актовом зале ОАО «Гомельтранснефть Дружба» нет свободных мест. Событие неординарное: бывший работник предприятия, теперь уже пенсионер, 93–летний Василий Хацулев получает затерявшуюся во времени боевую награду.

В июле 1941–го 19–летний уроженец Буда–Кошелевщины ушел на фронт. Первые бои складывались неудачно. Наши отступали. Под Курском рядовой Хацулев был отобран для спецзадания. Прошел краткосрочную подготовку диверсанта и был переброшен за линию фронта. Однако после нескольких успешных диверсий его схватили немцы и отправили в гомельскую тюрьму. Прямых доказательств его участия в диверсиях не было, поэтому Василия перевели в рабочий лагерь. Уже через месяц он организовал побег. Добрался до родной деревни, а там — в партизаны. Почти год воевал в отряде имени Фурманова.

После битвы за Днепр, когда Красная Армия форсировала реку в районе города Лоева, партизанский отряд соединился с регулярными частями. Бывший диверсант и партизан стал радистом.

В районе города Броды, под Львовом, в окружение попали 6 дивизий противника. Они пошли на прорыв, сражались ожесточенно, вспоминает ветеран:

— Был конец июля, жара страшная. Полк на марше. Подъехал командующий 60–й армией генерал–лейтенант Курочкин и отдал приказ развернуться и занять оборону на опушке леса. Я давал связь 1–му батальону. Немцы пошли на прорыв, прямо на нас. Было горячо. Но нас поддержала авиация. Мы сбросили немцев и выдержали четыре атаки. Под вечер уже сами пошли в наступление. На следующий день враг был ликвидирован. В условиях боя я все эти два дня давал бесперебойную радиосвязь со штабом полка.

За то, что радист Хацулев своими действиями обеспечил прямое руководство боем, он был представлен к боевой награде — ордену Красной Звезды. Но об этом фронтовик не успел узнать. Под Краковом его вызвали в контрразведку. Был задан вопрос: «Почему тебя в тюрьме не расстреляли немцы?» Василий Хацулев не знал, что ответить. Арест. Трибунал. И приговор: 10 лет. Лагерь на Печоре. День победы воин встретил в бараке.

Отсидел весь срок. Вернулся домой, переехал в Гомель. Окончил вуз и женился. Спустя почти двадцать лет был реабилитирован.

О затерянной награде Василий Афанасьевич и родные узнали случайно. В прошлом году на 70–летие Победы один из гостей ветерана предложил посмотреть базу наградных листов на сайте «Подвиг народа» Министерства обороны России. Оказалось, Василий Хацулев был представлен к ордену Красной Звезды. Копию наградного листа отправили в военкомат, а он, в свою очередь, сделал запрос в Центральный архив Министерства обороны России. Через 9 месяцев пришел ответ. А с ним и орден, который в торжественной обстановке ветерану вручил старший помощник военного атташе при посольстве России в Беларуси Сергей Афанасьев.

Орден Красной Звезды на лацкане ветеранского пиджака теперь рядом с орденом Отечественной войны.

sb_gomel@mail.ru

Фото БЕЛТА и автора.

Советская Белоруссия № 105 (24987). Суббота, 4 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter