В Белыничском районе живут люди, влюбленные в свой край и в свое дело

Свет белых ночей

Уютный, благоустроенный, зеленый... О таких городках говорят: подходящий для семейной жизни. Молодые специалисты оседают не только в Белыничах, которые 2 года назад обрели статус города, но и в районе. Работают в сфере здравоохранения, культуры, образования, сельского хозяйства. А еще здесь немало трудовых династий. Что доказывает: людям комфортно на малой родине. Поэтому даже те, кто однажды ее покинул, спустя годы возвращаются, чтобы остаться навсегда. Есть особое очарование и притяжение в местечке, которое, по преданию, возникло по благословению свыше. В начале XIII века монахи Киево-Печерской лавры, заночевавшие в этих краях, увидели, что от иконы Богородицы, что была с ними, исходит чудесное сияние, от которого стало светло как днем. Поняв, что это знак, они основали тут православный храм. Место окрестили Белыничами, или Белыми Ночами, а святой образ, способствовавший чуду, — Белыничской Божьей Матерью. И хотя одна из самых почитаемых и православными, и католиками святынь в середине 20-х годов XX века бесследно исчезла вместе с крестом Евфросинии Полоцкой, местные жители верят: чудотворная икона по сей день оберегает их край.

Музей, Крынки и признание в любви


Туристам, которые в Белыничах бывают часто, рассказывают не только о чудотворной иконе. Но и о прежних владельцах местечка — Огинских, в XVIII веке построивших здесь усадьбу и каменный костел. О земляке — народном художнике БССР и РСФСР Витольде Каэтановиче Бялыницком-Бируле, чьи работы выставлены в Третьяковской галерее. Его имение Крынки располагалось на живописном берегу реки Друть. И хотя, увы, как и усадьба Огинских, оно не сохранилось, в Крынках благодарные потомки установили памятный знак известному пейзажисту. Сюда, на международный пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве», приезжают мастера кисти из Беларуси, России, Украины, Армении, Казахстана, Польши, Китая, Израиля, Индии.



Бюст Витольда Каэтановича есть и в Белыничах — у здания музея, который в следующем году отметит 50-летний юбилей. Музей уникальный — единственный районный художественный в области.

Вместе с молодым директором музея Татьяной Тикуновой отправляемся на экскурсию:

— Витольд Каэтанович рано покинул наши края. Жил в Москве, большую часть времени проводил в Тверской области, на даче «Чайка». Приобрел участок земли на берегу озера Удомля (в этих краях неподалеку когда-то творил Левитан), возвел дом. Дача была его неисчерпаемым источником вдохновения. Но он навещал малую родину. Последний раз — в 1947 году. Здесь остались удивительные полотна мастера. Часть их, а также палитру с кистями передала нам супруга Витольда Каэтановича. Заведующая музеем «Дача «Чайка» в Удомле Елена Тимакова, когда побывала у нас, восхитилась таким наследием. У них не сохранилось ни одного подлинника Витольда Каэтановича, а у нас — почти 3 десятка!



Милый деревенский пейзаж, стройные березки, мокрая терраса, утопающая в зелени, кусты сирени... Сирень мастер обожал, в Крынках ее было более 20 сортов! И когда белыничские художники поехали на пленэр в Тверскую область, отвезли туда несколько кустов с родины великого живописца. О чем тоже рассказывают туристам. А еще о том, что Бялыницкий-Бируля был заядлым охотником, ходил на медведя.

В местном музее — творения не только Витольда Каэтановича, но и других известных живописцев: Игоря Грабаря, ученика Бялыницкого-Бирули Антона Бархаткова. Они дружили всю жизнь, Бархатков не раз бывал на даче у учителя. В его честь назвал Витольдом одного из своих сыновей. Ныне Бархатковы — династия художников. Мастера кисти — сыновья Антона Стефановича — Витольд и Игорь, невестка Елена не раз приезжали в Белыничи на пленэры по живописи, дарили музею свои работы.



Дарила картины и местная художница Лариса Журавович, полотна которой есть в главных музеях Беларуси, частных коллекциях СНГ и дальнего зарубежья. Лариса Викторовна, учившаяся в престижных творческих академических мастерских у народного художника Георгия Поплавского, в свое время оставила Минск и вернулась на родину — в Белыничи. Для родного города она, в 2016 году награжденная нагрудным знаком «За ўклад у развiццё культуры Беларусi», создала герб, на котором воспроизвела ту самую икону Белыничской Божьей Матери. Все ее творчество — признание в любви к глубинке, доказательство того, что красоту и гармонию можно находить в самом простом и неприметном.

Самая лучшая «Родина»


Агрогородок Вишов и СПК «Колхоз «Родина» известны далеко за пределами Белыничского района. В уникальном хозяйстве под руководством Александра Лапотентова для тружеников предусмотрено столько бонусов, сколько, пожалуй, нет ни в одном другом сельхозпредприятии страны. Оно и некурящих поощряет, и за стаж доплачивает, и стипендии за хорошие успеваемость и поведение школьникам и их родителям дает. Еще труженикам полагаются надбавки за активное участие в культурной жизни, за то, что продолжают работать на пенсии. Молодым специалистам хозяйство предоставляет жилье, первые 2 года оплачивает коммунальные услуги, выделяет немалые подъемные.

В СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района много трудовых династий. Одну из них сегодня представляет механизатор Николай Даречкин.

Неудивительно, что в «Родине» крепкий коллектив, много трудовых династий. Одна из них — Даречкиных. В «Родину» Николай Даречкин пришел 10-летним пацаном — помогал на жатве старшим братьям-механизаторам. А как исполнилось ему 17 лет, устроился официально — комбайнером. С той поры — а ему уже 48 — работает в родном агрогородке. Хотя мог жить в столице: когда служил в армии, в спецбатальоне милиции, получил заманчивое предложение — остаться в Минске. Не захотел:

— Мать всю жизнь в «Родине» дояркой была, братья мои — трактористы, родная сестра тоже передовик, оператор по доращиванию крупного рогатого скота. Два племянника подросли, тоже сюда пришли. Жена в СПК — уборщица. Дочь после вуза устроилась в «Родину» юристом. Всех все устраивает: и зарплата, и коллектив, и условия труда. Техника современная. У меня 3 машины — трактор МТЗ, кормоуборочный комбайн «Ягуар» и зерно­уборочный бельгийский «Нью Холланд». Я их берегу как собственные. Сельский труд нелегкий — с 7 утра до 7 вечера я на работе. Когда уборочная, задерживаюсь в поле до 9 — 10 вечера. Но это ценится — для передовиков разработана целая система поощрений. У меня, помимо прочего, есть пожизненная прибавка за трудовые заслуги — 5 базовых ежемесячно.



Медаль «За трудовые заслуги» Даречкину вручили 3 года назад. До этого не раз поощряли на областных и республиканских «Дажынках». А в 2018-м Николай Иванович был удостоен звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь».

В прошлом году в «Родине» открыли аллею Славы с портретами передовиков, которые внесли большой вклад в развитие хозяйства и малой родины. Но заботится хозяйство не только о своих тружениках. За свой счет построило церковь, летний амфитеатр, открыло музей.



Люди тут закрепляются, не уезжают в город. Как говорит Даречкин: «Разве можно на что-то променять такую «Родину»?!»

Спасибо, доктор!


28-летнего Александра Клещенка переманивали в Могилев, но он остался в Белыничах, куда прибыл по распределению по окончании Белорусского государственного медуниверситета. Отработав 2 года врачом общей практики сельской амбулатории в Мощанице, в 2017-м перевелся в районную больницу. А сегодня уже возглавляет реанимационное отделение.



Главврач больницы Павел Манько рассказывает:

— Толкового молодого специалиста мы сразу приметили. При нем амбулатория в Мощанице стала лучшей в районе. Пригласили к нам, отправили на курсы переподготовки в Академию последипломного образования в Минск, и Александр стал работать в реанимации — самом сложном отделении. А через 5 месяцев мы доверили ему должность заведующего. И он прекрасно справляется. В этом году решением Могилевского облисполкома ему присуждена специальная премия в социальной сфере в номинации «Здравоохранение» — как лучшему молодому врачу.



Работа у Александра Петровича очень сложная. Ведь каждый день он оказывается лицом к лицу с критической ситуацией, когда на грани чья-то жизнь. К тому же выходных как таковых у завотделением нет — вызвать на работу могут в любое время дня и ночи. Клещенок признается: «Говорят, если другие врачи по больнице ходят, то реаниматологи бегают. А как иначе? Тебе звонят из приемного покоя — привезли человека в тяжелом состоянии, и ты несешься с 3-го этажа, прыгая через несколько ступенек».

Сколько человеческих жизней он уже спас, молодой доктор не подсчитывал. Но его коллеги рассказали, как круглыми сутками дежурил Клещенок у постели полуторагодовалого малыша, на которого дома упали комод и телевизор. И выходил. Хотя шансы были минимальные.



Когда ребенка привезли, у него была тяжелейшая черепно-мозговая травма.

Всего за год только через это отделение проходит от 600 до 700 пациентов. Многих впоследствии передают в Могилев. Но до того как оттуда прибудет реанимобиль, именно местные врачи даруют пациентам шанс на спасение.

Примечательно, что молодых специалистов в больнице процентов 80. Чтобы у них был стимул здесь закрепиться, администрация делает немало. Например, за свой счет арендует жилье.

Пригодился, где родился


Найти работу и дело по душе в маленьком городе непросто. Но в районе в прошлом году зарегистрировано 45 индивидуальных предпринимателей, 1.010 человек благодаря службе занятости нашли работу. Еще 5 соискателей получили субсидии и открыли собственное дело.



 41-летний Геннадий Петрусенко в центр занятости не пошел. Отработав 12 лет в местной ПМК кузнецом, взял кредит и открыл свое дело. Теперь занимается производством изделий из металлопрофиля. Заказов немало: в любое время года минимум на 2 недели вперед. Почитай, все заборы в районе — его рук дело. А еще — отливы в частных и высотных домах, металлические кровли, ворота. Как шутит сам мастер: «Был единственным в районе кузнецом, стал единственным на весь район жестянщиком».

В мастерской Геннадия Викторовича — современные станки. Один гнет металл, другой — режет, третий — гофрирует, четвертый — скручивает листы в трубы... Петрусенко объясняет:

— Чтобы работать с металлом, сила нужна. Но я с детства со спортом дружу: футбол, баскетбол, волейбол. Сейчас на игры времени нет, на работе с 6 утра и порой до 12 ночи. Если есть заказ, разве можно не выполнить его в срок?



«Водосточку» и штакетник заказывает у мастера местное дорожно-эксплуатационное управление, много клиентов-частников. Не только местных. К Петрусенко едут из Быхова, Могилева, даже Минска. Мастер признается: «Минчане иногда заказывают декор из металла, но я такие вещи не слишком люблю. За день могу сделать 50 метров забора и получить приличную сумму. На одно украшение-розочку уходит больше времени, а мне людям зарплату платить надо».

Работой Петрусенко обеспечил не только себя, но и 6 земляков. А еще хочет в родной деревне Эсьмоны, где остался родительский дом и его хата, открыть агроусадьбу: «Может, и кузню оборудую. Чтобы горожане и отдохнуть могли, и посмотреть, как из металла и огня рождаются эксклюзивные кованые вещи. Опыт у меня есть».


Баба Федора


В родную деревеньку Пильшичи на берег Друти много лет назад вернулась Федора Даниловна Конюхова. Как называют ее в народе — баба Федора. За свою жизнь эта уникальная женщина повидала немало: восстанавливала послевоенный Минск, поднимала целину в Казахстане, занималась целительством в Москве — больше 10 лет работала в столичных институтах и клиниках. Лечила актеров Большого театра, «Современника», чиновников, светил медицины.



К ней обращались Галина Брежнева,  Галина Волчек, Валентина Терешкова. Федора Даниловна была дружна с семьей Святослава Федорова, даже трудилась в его институте микрохирургии глаза.

Феномен целительной энергии Конюховой пытались определить многие ученые. Исследовали энергию, которую излучают ее руки, то, как она заряжает воду и ставит на ноги неизлечимо больных людей. Одной из своих пациенток — минчанке Кате — Федора Даниловна подарила новую жизнь:

— Когда она родилась, ее маме сказали — безнадежна, долго не протянет. Из-за опухолей внутренних органов размером с детский ботинок живот девочки выпирал вперед, а ребра — за спину, создав горб. Ей даже лежать было больно, а шансов на то, что однажды она не то что встанет на ножки, хотя бы поползет, врачи не давали никаких. Много лет ее лечила. Катя выросла, окончила университет, работает бухгалтером, ездит за рулем.



Необычные способности Федоры открыл отец, когда ей было всего 3 года. Получив тяжелую травму, он не вставал с постели, а маленькая дочь часами его гладила, снимала боль. Говорит, унаследовала этот дар от бабушки, тоже целительницы.

По словам Федоры Даниловны, именно покойные предки приказали ей во сне возвращаться на малую родину: «Езжай в село, работай с живой водой». И несмотря на перспективы остаться в Москве, где ей предлагали квартиру, или в Минске, Конюхова перебралась в глубинку. И в Пильшичи потоком пошли люди — к целительнице ехали из разных уголков страны, Украины, России.



Сегодня баба Федора уже не принимает посетителей: ей 91 год. Но для нас сделала исключение. А прощаясь, наказала:

— Будете чтить свои корни, землю, святую воду, молитву и с добром относиться к другим — отступят все болезни, и жизнь вокруг станет намного лучше.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter