Сверху запланированные цифры провоцируют приписки

Как увеличить реальную заинтересованность сельчан в прибыльности и рентабельности труда

— Владислав Станиславович, в чем, на ваш взгляд, недорабатываем в сельском хозяйстве? Откуда берутся приписки, почему высокопоставленные чиновники используют служебное положение в корыстных целях?

— Коррупция всегда идет рядом с равнодушным отношением к делу. В стране действует Директива № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Но на местах этот важный документ недостаточно исполняют. Причины разные — как субъективные, так и объективные. Многим руководителям еще надо учиться хозяйствовать — это основная причина бед в АПК.

Тормозит отрасль и слабый кадровый потенциал. Особенно не хотят идти на работу в нерентабельные, неплатежеспособные хозяйства. Где-то это можно объяснить небольшими зарплатами. Но, с другой стороны, необоснованная зарплата влечет повышение себестоимости продукции. Уровень денежного вознаграждения работников должен оправдываться результативностью труда.

Экономическое благополучие в аграрном секторе — это снижение себестоимости производства продукции и грамотная логистика, умение работать на внешнем рынке.

Что касается приписок в агропромышленном комплексе, то они — следствие низкой технологической культуры производства и серьезного административного «жима», желания любой ценой выйти на запланированные цифры. Будем справедливы, не всегда доведенные вышестоящими органами управления задачи реальны. Но не выполнить их нельзя. А как? Выход один: приписать недостающие объемы — а вдруг «пронесет». По прежней работе знаю случаи, когда в одном только хозяйстве приписывалось по полторы тысячи тонн молока.

Беда приписок не только в том, что из-за них теряются большие средства. Хуже всего, что они искажают реальную картину на производстве, угрожают продовольственной безопасности страны. Законодатели, профильные министерства и ведомства работают над совершенствованием нормативных актов, направленных против коррупционных проявлений. Но, как говорится, сотни специалистов работают над законами, а тысячи — думают, как их обойти.

— В сельское хозяйство ежегодно вкладываются многомиллиардные суммы. А там, где большой поток финансовых средств, — предпосылки для коррупции. Как, на ваш взгляд, возродить село с минимальными потерями для экономики и не дать разгулу коррупции?

— На первом этапе нужно ввести систему хозрасчета по отраслям. Это увеличит заинтересованность специалистов и трудовых коллективов. Главное — найти понимание с рядовыми тружениками, объяснить им, что доходы предприятия, в том числе и зарплата животноводов, прежде всего зависят от их эффективной работы. На повестке дня — повышение прибыльности организаций и рентабельности сельхозпроизводства.

— Владислав Станиславович, большинство наших чиновников — добропорядочные лю- ди. Можно ли говорить, что Беларусь показывает всем пример, как нужно бороться с коррупцией?

— В нашем обществе коррупционные проявления не имеют глубоких корней. Беларусь, по данным многих всемирных организаций, — одна из самых некоррумпированных, благополучных на постсоветском пространстве стран.

Но, несмотря на это, как показывает практика, почивать на лаврах рано. Взятки, подкуп, стремление урвать себе кусок пожирнее и у нас, к сожалению, не исключены. Более того, отдельные чиновники и шевелиться начинают только после того, как получают «на лапу». Анализ уголовных дел показывает, что большинство коррупционных проявлений наблюдается среди тех, кто уже не раз нарушал законодательство. Хотел бы отметить и то, что в нашем законодательстве недостаточна мера ответственности взяткодателя.

Нужно определиться и с собственностью сельхозпредприятий. Хозяин не допустит переплат за покупаемое оборудование или другие комплектующие узлы и агрегаты, проработает оптимальный вариант развития, десятки раз просчитает эффективность капитальных вложений в производство.

В то же время, контролируя рост уровня заработной платы, в обществе следует создавать условия для финансовой стабильности и гармоничного развития человека.

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter