Сверху птицы

СТУДЕНЧЕСКОЕ этнографическое товарищество совместно с Государственным литературным музеем имени Янки Купалы организовало в обители знаменитого поэта обряд «Гуканне вясны». Всех неравнодушных к фольклору и народным традициям людей ждали песни, весенний хоровод, собравший многие десятки людей, аутентичные танцы и игры у костра. А еще ремесленный рынок и лавка белорусских национальных блюд. Корреспондент «БН» побывал на празднике «Гуканне вясны», узнав, как должно выглядеть истинное фольклорное действо с несомненным туристическим потенциалом.

На родине литературного гения страны — в деревне Вязынка под Молодечно — сотни белорусов зазывали весну.

СТУДЕНЧЕСКОЕ этнографическое товарищество совместно с Государственным литературным музеем имени Янки Купалы организовало в обители знаменитого поэта обряд «Гуканне вясны». Всех неравнодушных к фольклору и народным традициям людей ждали песни, весенний хоровод, собравший многие десятки людей, аутентичные танцы и игры у костра. А еще ремесленный рынок и лавка белорусских национальных блюд. Корреспондент «БН» побывал на празднике «Гуканне вясны», узнав, как должно выглядеть истинное фольклорное действо с несомненным туристическим потенциалом.

…Гулянье проходило на импровизированной площадке с двумя домиками в стиле XIX столетия, солнечными часами, числа на циферблате которых заменяют камни, а стрелки — шест с колесом сверху, местом для кострища, деревом с качелями и речкой, которой любовались еще родители Купалы. Сам великий певец белорусской земли, как известно, уехал отсюда в раннем детстве, но на всю жизнь сохранил в сердце память о своей родине — Вязынке. Его тут тоже не забывают: первым делом каждый посетитель праздника подходил к памятнику поэта и лишь потом «погружался» в гущу праздника. А гулянье было видно издалека: на деревьях висели десятки разноцветных, вырезанных из картона и дерева птичек, на пеньках, камнях лежали… печеные из теста пернатые.

— Тесто используется самое простое — вода, мука и соль, а также дрожжевое, но без яиц, — пояснила мне раскладывающая угощения Оксана. — Ингредиенты простые, проверенные столетиями — так готовили еще наши средневековые предки.

Что же до птиц, висящих на ветках...

— В народе считалось: вид разноцветных птиц привлекает улетевших на юг собратьев, — подключаются к разговору девушки из фольклорного кружка «Квецень» БГПУ имени М. Танка. — Поэтому фигурки вешали как можно выше в надежде, что летуны облюбуют именно их сад, дом, будут защищать амбары и посевы от насекомых. Висели на ветвях в марте и разноцветные ленты, символизирующие цветение природы. Особой технологии производства не было, а материал разный: солома, бумага, конский волос…

88-летняя жительница Минска Ядвига Василевич, родившаяся и проведшая в Вязынке первые 22 года своей жизни, рассказывает:

— Помню, весну зазывали всей деревней — от самых маленьких до седых стариков. Те, кто посноровистей, залезали на крыши и деревья. Считалось, птицы, несущие на крыльях весну, так скорее увидят белорусов. Собирались и за околицами, на высоких местах-пригорках: в последние дни марта от деревни к деревне были слышны переливы женских голосов. Даже партийные работники, осуждая народные сборища на партсобраниях, тайком зазывали весну... Милые с детства традиции живут и сегодня — спасибо за это нашим внукам!

А вот и самый маленький участник праздника — 2,5-летняя Лиза Ходоненок — то и дело тянется к разноцветным птичкам на деревьях. Ее папа Валерий поделился с «БН» эмоциями:

— Мы на «Гуканнi» впервые, и не жалеем, что приехали: кругом добрые люди, смех, песни — прекрасная атмосфера. И опять же в хорошем смысле пропаганда всего белорусского. Моя дочь «Купалінку» с «Мужыком» давно знает. Это — настоящие гимны Беларуси, спасибо за это Купале. И весне!

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter