«Свеча горела»...

Автору сценария фильма понадобился судебный поводырь

Автору сценария фильма понадобился судебный поводырь

Действительность едва ли не ежедневно подбрасывает конфликтные ситуации, судебные иски, связанные со сферой интеллектуальной собственности. Одни используют произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Другие нарушают или просто-напросто игнорируют пункты уже действующего авторского договора, связанные с выполнением имущественных авторских прав.

Художественный фильм «Свеча горела…» был снят на киностудии «Свет». Его сценарий написан Алексеем Русаком в соавторстве с режиссером-постановщиком Петром Сливой. Кинокартина довольно успешно демонстрировалась не только в нашей республике. Ее видели российские, украинские зрители.

Вспомните захватывающий сюжет. Ничто не омрачало веселую студенческую жизнь Сергея, пока однажды, выгуливая собаку по кличке Мухтар, он не попал в уличную драку. Сергея посадили на 15 суток, дав ему два часа на устройство собаки. Все попытки пристроить пса — крупного ротвейлера — оказались тщетными. Неожиданно Сергей встречает красавицу Юлю, которая великодушно соглашается помочь ему в сложившейся ситуации. Сергей влюбляется в нее с первого взгляда. Но Юля больна, она нуждается в дорогостоящей операции...

Как и герой фильма, в не менее сложную ситуацию попал и автор сценария художественной киноленты — гомельчанин Алексей Русак. Но обо всем по порядку.

Если на первых порах автору сценария в соответствии с одним из пунктов договора, заключенного между ним и киностудией «Свет», выплачивалось авторское вознаграждение за коммерческое использование фильма (прокат), то в скором времени финансовый ручеек, подпитывавший семейный бюджет, иссяк. Без какого-либо предварительного уведомления выплаты авторского вознаграждения сценаристу прекратились. И, конечно же, Алексей Русак вступил в переписку с руководством киностудии «Свет». Однако это не дало положительных результатов. Тогда, изложив суть мотива обращения, автор сценария обратился с исковым заявлением в коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Беларуси.

Алексей Русак, как один из авторов кинофильма «Свеча горела…», заключил договор на написание литературного сценария с последующей передачей имущественных авторских прав киностудии. В частности, в соответствии с одним из пунктов договора киностудия «Свет» обязалась в каждом отдельном случае коммерческого использования художественной киноленты выплачивать автору сценария вознаграждение в размере семи процентов от полученного дохода с удержанием всех налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, в период действия авторского договора киностудией осуществлялась продажа копий фильма «Свеча горела…» унитарным предприятиям нашей страны. Также фильм был продан для показа в России: Краснодарской краевой ассоциации предприятий киновидеопроката «Аскин-Кубань», Свердловскому областному киновидеообъединению. При этом киностудия «Свет» нарушила взятые ранее обязательства. В частности, за реализацию фильма Свердловскому областному киновидеообъединению авторское вознаграждение Алексею Русаку не было выплачено.

В статье 291 Гражданского кодекса Беларуси записано, что односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не вытекает из законодательства или договора. Более того, в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения.

От продаж фильма «Свеча горела…» в Россию на счет киностудии «Свет» поступило 6 миллионов 392 тысячи рублей. Коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда взыскала в пользу Алексея Русака авторское вознаграждение и сумму в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Вместо послесловия

Словом, подписывая договор, надо внимательно изучать все его пункты: какие именно права автор хотел бы получить и реализовать; на каких условиях; в течение какого времени и т.д. Естественно, право на распространение – одно из основных, без него нет смысла говорить о прочих правах. В тексте почти всех авторских договоров есть условие, по которому автор передает пользователю право «на воспроизведение и распространение, на публичный показ (прокат) и трансляцию по телевидению, в том числе кабельному».

Оттого, насколько ясны и понятны автору права и границы на распространение, указанные в договоре, во многом зависит его материальное положение. Ведь размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются именно в авторском договоре.

Конечно же, созданное автором произведение может быть использовано в самых разных формах (фильм, спектакль, публичное исполнение и т.д.), но исключительные права на любой вид использования, в любой форме и любым способом, в любом объеме и любых пределах изначально принадлежат только автору. Лишь он (или его наследники) по договору может передать права на: воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, на перевод, переработку и т.д.

Как видим, тонкостей много. Даже если вы знаете текст закона, в случае конфликта все же лучше обратиться к специалисту, ведь если мы хотим иметь, например, точный и верный перевод, то обращаемся к переводчику, а не к словарю.

(По этическим соображениям некоторые имена в статье изменены.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...