Образец ДНК вывел следствие на нераскрытое зверское преступление в Калинковичах 20-летней давности

Сварщик с темным прошлым

Возвращение к нераскрытым преступлениям прошлых лет давно уже стало планомерной работой, которую ведут милиция, следователи, эксперты-криминалисты. В эти дни в Гомельском областном суде идет необычный уголовный процесс. На скамье подсудимых 55-летний житель Речицкого района, имеющий богатое криминальное прошлое. Прошлое, в котором немало белых пятен и темных дел. Одно из них, давнее, 1984 года — убийство таксиста. Ближе к финалу разбирательств мы расскажем о том, как все же удалось выйти на след злодея. А сейчас вспомним об убийстве и изнасиловании девушки в Калинковичах. Более 20 лет душегуб оставался на свободе, а сегодня его настигло возмездие…



Ранним утром 31 марта 1995 года жительница Калинковичей Светлана Никитина* отправилась в лес недалеко от города. Женщина занималась заготовкой березового сока, на этот раз ей предстояло собрать содержимое банок. Однако часть напитка замерзла — ночные заморозки. Пытаясь слить хоть что-то, Светлана заметила автомобиль, проехавший в глубь леса. А через несколько минут машина проследовала обратно — мимо Никитиной.  

Поначалу она не придала этому особого значения. Но, пройдя пару сотен метров, увидела что-то белеющее впереди. Подойдя ближе, остолбенела. На мерзлой земле лежала голая девушка с головой, обмотанной тряпкой и газетами. На них выделялись темно-бурые влажные пятна. Не требовалось обладать квалификацией судебного эксперта, чтобы безошибочно понять их происхождение. Кровь… Избитая, судя по всему, со звериной жестокостью, девушка не шевелилась, лишь издавала время от времени слабые хрипы.

Мобильные телефоны в середине 90-х были диковинкой. Похвастать ими могли успешно раскрутившиеся бизнесмены — так называемые новые русские. Или щеголявшие в малиновых пиджаках братки из бандитских группировок. Ни к одной из этих категорий Никитина не относилась, поэтому ей пришлось бежать до находившейся неподалеку автостоянки и наспех объясняться с охранником. К слову, он также обратил внимание на проезжавшее мимо авто, но номер не запомнил. С городского телефона сторожки вызвали «скорую помощь».

Врачи доставили девушку в больницу живой. Но спасти несчастную не удалось. Через сутки, не приходя в сознание, она скончалась в реанимации. Причиной смерти  стала тяжелая черепно-мозговая травма. По заключению экспертизы, твердым тупым предметом удары по жертве наносились неоднократно и целенаправленно — в голову. Кроме того, на теле имелись другие повреждения. Например, кровоподтеки на руках свидетельствовали о том, что потерпевшую удерживали силой, в то время как она пыталась сопротивляться. Наконец, при осмотре тела была найдена улика, однозначно указывавшая на имевшее место изнасилование. То, что на языке специалистов называется «биологическим материалом». А фактически — следом насильника, подделать и перепутать который невозможно. Впрочем, на тот момент это не давало ответа на главный вопрос.

Убитая — учащаяся ПТУ Ольга Терехова. Через три недели ей должно было исполниться 18. Знакомые описывали ее как тихоню — замкнутую, не имевшую близких друзей. В силу некоторых особенностей индивидуального развития отличалась детской наивностью и простодушием. Явных врагов и недоброжелателей у девушки не было. Улик, указывающих тем или иным образом на того, кто мог бы убить ее, также не нашлось. Следствие зашло в тупик, и через некоторое время уголовное дело было приостановлено…        

Шли годы, технический прогресс не стоял на месте. Коснулся он и криминалистики, и, соответственно, работы всей правоохранительной системы. Настоящий прорыв произошел в методике проведения генотипоскопической экспертизы. Это исследования, позволяющие идентифицировать те самые биологические следы, оставленные злоумышленниками. В том числе на местах нераскрытых преступлений. Их стали вносить в создаваемую базу данных и проводить сравнения с образцами ДНК подозреваемых, которые попадались по новым делам. Результат не заставил себя ждать. Вскоре компьютерные системы начали выдавать совпадения. Что означало одно — носитель того или иного генотипа уже «наследил» ранее. А это давало основание вернуться к уголовным делам, ранее считавшимся безнадежными глухарями. Счет раскрытых преступлений прошлых лет пошел на десятки, а затем и на сотни. Наличие такой улики считается неопровержимым доказательством, поскольку генотип каждого человека уникален, и случайное совпадение категорически исключено.  

Так произошло и в этом случае. В прошлом году в базу данных  внесли образец ДНК 45-летнего Михаила Балобана — жителя Калинковичей, осужденного за особо злостное хулиганство. И оказалось, что такой генотип в базе данных уже имеется. Он был выделен из биологических следов, изъятых по убийству Ольги Тереховой, которое оставалось нераскрытым с 1995 года. Расследование уголовного дела возобновилось. На начальном этапе Михаил написал чистосердечное признание. В суде от своих прежних показаний отказался, однако фактически рассказал о том, что сделал далекой мартовской ночью. Правда, в этой интерпретации он выставлял себя едва ли не жертвой…

По словам Балобана, вечером накануне к нему приехал школьный друг. Он находился за рулем автомобиля, но при этом был пьян. И вскоре уснул. Михаил же на его машине поехал за сигаретами. По пути его остановила незнакомая девушка, которая выглядела расстроенной, и рассказала, что ей некуда идти. Джентльмен Миша предложил ей пристанище. Дома, как и положено радушному хозяину, накормил гостью. И та, мол, была благодарна настолько, что немедленно изъявила желание отдаться. Он, разумеется, отказался, однако гостья проявила настойчивость. Разделась и соблазнила его, затащив в постель. А после того как все случилось, резко изменила свое поведение и стала шантажировать. Потребовала 1500 долларов. В противном случае грозилась заявить в милицию об изнасиловании.

Вот тогда он, испугавшись, решил устранить проблему радикально. Принес из машины монтировку и стал бить ею Ольгу по голове. Когда она потеряла сознание, вытащил бездыханное тело во двор и погрузил в багажник авто. Разбитую голову обмотал тряпкой и газетой, чтобы не пачкать машину кровью. А затем, ежеминутно озираясь по сторонам, поехал в лесной массив. Там вытащил обнаженную девушку и бросил на дороге. Изуверски искалеченную, с проломленным черепом в холодном мартовском лесу при минусовой отметке. Вернувшись, сжег одежду Ольги в печи. А монтировку забросил в багажник — не пропадать же добру.

Объяснения, данные Балобаном, поражают своей абсурдностью. Убивать Терехову он якобы не собирался. Хотел лишь ее «вырубить». Так, чтобы, придя в себя, она не могла вспомнить, где была и что произошло. Вот и решил стереть память таким способом. Но даже когда оставлял голую, полумертвую жертву в холодном лесу, рассчитывал на то, что ее обязательно найдут и помогут. Сложно придумать более нелепое и менее правдоподобное объяснение.  

Товарищ Балобана отрицал, что находился у него дома. Однако суд пришел к выводу, что таким образом он пытается дистанцироваться от подозрений в соучастии. В суде выступил и брат обвиняемого. Он вспомнил, что однажды пьяный Михаил говорил, что кого-то сбил на машине. Но, спохватившись, осекся и попытался перевести свои откровения в шутку. Тогда родственник не придал значения пьяным бредням.

В остальном Балобан продолжал жить как ни в чем не бывало. Женился, работал сварщиком. Возможно, он так и остался бы законопослушным гражданином, не умудрись загреметь под фанфары за хулиганство. А дальше маховик следственной машины заработал, вернувшись к делам давно минувших дней.

В 2018-м коллегия Гомельского областного суда вынесла приговор. За убийство с особой жестокостью Михаил Балобан приговорен к 15 годам лишения свободы в колонии усиленного режима.

proleskovskiy77@mail.ru

* Имена и фамилии изменены.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter