Свалка

С конца 80–х годов 5 тысяч человек в Полоцком районе живут вблизи свалки...

С конца 80–х годов 5 тысяч человек в Полоцком районе живут вблизи свалки, принадлежащей новополоцким коммунальникам. Они уже почти привыкли к неприятному соседству. Но в последнее время мусор горит там едва ли не каждую неделю. Зарево видно за 5 километров. «Как только задымит, у меня начинают слезиться глаза», — жалуется жительница деревни Фариново Татьяна Горбунова, страдающая бронхиальной астмой. В начале июня во время экзамена в базовой Руднянской школе нельзя было открыть окна, несмотря на духоту. Гарь и копоть грозили отравить воздух в помещении. На днях жители нескольких деревень обратились за помощью в Комитет госконтроля.


...Горы мусора на свалке возвышаются метров на 20. Сюда его везут не только из Новополоцка, но и из соседнего Полоцка. Неподалеку, за кустами, находятся бытовые отходы крупнейших промышленных предприятий региона. Из–за них, утверждают местные жители, окрестный лес покрывается странной пылью и «светится». Погибают дикие и домашние животные. Были случаи отравления и среди бродяг, желавших раздобыть остатки пищи и спиртного.


— Неработающие бездельники тащат оттуда всякую всячину, — у председателя Фариновского сельсовета Михаила Шульги немало собственных наблюдений. — Там постоянно живут 30 — 40 бомжей. Они и поджигают мусор, разводя костры.


Но это не единственная причина пожаров. Из–за гниющей органики в атмосферу выделяется так называемый свалочный газ — метан. Достаточно сухой промасленной ветоши, чтобы вспыхнуло пламя.


— Приведу неутешительную статистику, — заостряет внимание на медицинской стороне проблемы Наталья Саржицкая, депутат Витебского областного Совета и заведующая Горчаковской врачебной амбулаторией, расположенной в Фариново. — Если 2 года назад в области фиксировалось 400 онкологических больных на 100 тысяч человек, то в нынешнем году их уже 625. А общая заболеваемость в местном сельхозпредприятии «Банонь–Агро» в два раза выше прогнозируемой. Все это, я считаю, из–за соседства со свалкой.


Когда 9 лет назад перестал действовать полоцкий городской полигон для хранения твердых бытовых отходов, стало ясно: с мусорными потоками двух городов свалке под Фариново не справиться. К 2011 году она должна была закрыться. Более того, три года назад Полоцкий райисполком выделил место для строительства нового полигона. По соседству с действующей свалкой.


— Его проектирование обошлось в 230 миллионов рублей, — уточняет заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Альберт Шакель. — Он прошел все государственные экспертизы и должен быть более совершенным и по технологии, и по соответствию экологическим нормам. В этом году из экологического фонда выделено более 2 миллиардов рублей на строительство. 140 миллионов мы уже использовали.


Нашелся шведский инвестор, обещающий построить на старой свалке электростанцию, работающую на «свалочном газе». Тогда на ней и гореть–то будет нечему.


Но на днях я побывал в агрогородке Рудня, в котором из–за свалки тоже нет житья: гарью здесь пахнет даже тогда, когда она не дымит. Поэтому местные жители категорически против возведения по соседству новой. И в Полоцком райисполкоме их поддерживают. «Но позвольте! — заметит внимательный читатель. — Ведь Полоцкий райисполком сам выделил место под новое строительство рядом с Фариново и Рудней. К тому же потрачены немалые государственные деньги...»


— Три года назад проблема не стояла так остро, — разводит руками заместитель председателя Полоцкого райисполкома Алексей Сидюк. — Сегодня свалку оттуда лучше убрать.


Как возможное новое место неофициально называют Дретунь, где во времена Союза находился большущий военный полигон. И все же мне показалось, что у экологов и санстанции четкой позиции по этому вопросу нет. Недовольство людей, соглашаются специалисты, возникает не на пустом месте. Но тут же напоминают: все «возмущающиеся» населенные пункты расположены от свалки на расстоянии более чем 500 метров. Это значит, что санитарные нормы не нарушены. С другой стороны, немало головной боли потенциально опасный объект доставляет пожарным. Каждые две недели сюда приезжает оперативный дежурный Новополоцкого городского отдела по ЧС. Если обнаруживает огонь, в горисполкоме собирается штаб по чрезвычайным ситуациям. Предприятия города выделяют технику, чтобы засыпать очаг горения землей. Но ведь бесконечно это длиться не может. Гордиев узел необходимо разрубить. И побыстрее. Какое решение будет правильным в сложившейся ситуации? Похоже, без вмешательства контролеров и помощи областных структур здесь не обойтись.


Компетентно


Николай Лукашевич, начальник управления Комитета госконтроля Витебской области:


— Технология хранения мусора на действующей свалке не выдерживает критики. Не хватает бульдозера, свежие захоронения вовремя не засыпают песком. Эти меры в какой–то степени избавили бы от пожаров и едкого смрада. Но, конечно же, необходимо возводить новую свалку. Где? Решение должны принять специалисты. Кроме того, на наш взгляд, Полоцку и Новополоцку стоит иметь разные полигоны хранения твердых бытовых отходов. Письма с изложением сути проблемы направлены всем заинтересованным сторонам, в Витебский облисполком, областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мы также подключимся к ее решению.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter