После Крещения зима становится свахой

Сваха зима

В прежние времена после Крещения на Беларуси открывался очень важный и ответственный период — наступало время свадеб. Как тогда говорили: «крест — в воду, жених — на гору». Зима становилась настоящей свахой. И в такой ипостаси пребывала до самой Масленицы. Естественно, что главными действующими лицами всего происходящего становилась неженатая и незамужняя молодежь. Гулянья, шумные игры, танцы, хороводы проходили не только в хатах, но и на «вольным паветры» — чаще всего на горках, которые обязательно специальным образом обустраивались, чтобы не были «лысыми», — например, их утыкали срубленными молодыми елочками, поскольку колючие иголки отпугивали всякую нечисть.

Фото  Ольги  ПАК.

Вообще, в народном представлении существовало несколько толкований самого понятия «гора». Прежде всего, это место, максимально приближенное к небу, дающее возможность контактировать с высшими космическими силами, не зря ведь все значимые, особенно храмовые, религиозные здания и сооружения обычно возводились на возвышенностях. Считалось, что свободная от построек гора становится привлекательной для темных сил, которые стараются занять ее хотя бы на какое–то время. Что касается мифопоэтической традиции, в ее контексте «гора» трактуется как «пуцявiна да багоў». В дохристианский период практически все языческие святилища размещались именно на холмах, на горках. Как свидетельствуют многочисленные этнографические материалы, обычай поклоняться «узгоркам» дожил у нас аж до XX столетия, что нашло отражение в сохранившейся с древних времен топонимике. Так, известны названия Турова гора, Девичья гора, Богова гора, Перунова гора, Бабина гора, Зеленая гора...

В конце января нередки смены погоды, когда морозы чередуются с оттепелями. Поэтому наши предки смотрели на свой «природный барометр» — домашних животных, поскольку те тонко чувствуют все погодные метаморфозы. Если кошки начинают драть когтями все подряд — это к непогоди; птицы летают ниже, чем обычно, — к уменьшению морозов и к метелям. И хотя по календарю зимы остается всего–то один месяц, впереди еще немало сложностей и испытаний для всего живого.

23 января — день, когда в православных храмах почитается святитель Григорий, епископ Нисский и святитель Феофан, Затворник Вышенский. Любая непогода — даже небольшая метель, ветер, слишком влажный воздух — предсказывает дождливое лето. А вот сухая и с легким морозцем погода обещает в меру теплые, ласковые летние месяцы.

В традиционном народном календаре 24 января — «Фядос–вясеннiк», который частенько ведет за собой оттепель. Что, в свою очередь, предвещает раннюю весну.

26 января — Ермил. И он тоже приближает весну: «Ярома — на печы, то i зiма хутка на ваду пойдзе».

28 января особо вспоминают преподобного Павла Фивейского. Уже становится заметно светлее поутру, да и «прыцемкi» наступают не так рано, а все потому, что «святы Павел дня добра ўжо прыбавiў».

Советская Белоруссия № 13 (25148). Пятница, 20 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter