С одной стороны, каждому очевидна предпринимательская деятельность, которую особо разворотливые уже успели развернуть в ресторанно–банно–гостиничную мини–индустрию. Заявительный принцип регистрации, практическое отсутствие налогов и проверок, тарифы на газ и электроэнергию для физических (а не юридических) лиц, льготные кредиты — и все это не только для деревень, но и для малых городов. Рай на белорусской земле! Если нужен пример, как государство помогает становлению бизнеса, то ярче уж и не подберешь. И указ, подписанный в 2006 году, свои плоды принес: на конец 2006 года в стране работало 54 агроусадьбы, сейчас зарегистрировано 2.263.
Сколько из них сумели использовать хитроумные лазейки, как говорят в Минспорта и туризма, в указе, «около 5%»? Может, права американская статистика: в первый год, утверждает она, разоряется 80% малых предприятий, в первые 5 лет — 92%. То есть более–менее успешным бизнес получается у 5 — 15% желающих, вот они и используют все предоставляемые им Указом № 372 возможности. Вот их–то планируемые изменения в указ и должны вернуть из рая на землю.
С другой стороны, предполагалось, что указ будет действовать до 2021 года. Кем предполагалось? Ведь в Указе № 614, которым и вносились изменения, всего лишь сказано, что «льготные кредиты ОАО «Белагропромбанк» выдаются в 2010 — 2020 годах», и Совмину предписано «до 1 марта 2021 года внести предложения о дальнейшем регулировании». Так что и Минспорта и туризма, предлагая изменения, действует формально правильно, но и тех, кто рассчитывал, что до 2021 года льготы будут в полном объеме, тоже можно понять. Именно под эту перспективу, под эти бизнес–проекты строились коттеджи, закладывались банно–спортивные комплексы, возводились кафе и банкетные залы. Не скажу, что прямо уж судьбы людей, но будущие дивиденды действительно под угрозой.
Тогда еще вопрос: эти 5% самых предприимчивых — они и правда верили, что Эльдорадо будет навсегда? Речь ведь идет об одном из самых болезненных — для любого государства! — вопросов: о налогах, о наполнении бюджета. Как говорил один Академик, «не в бирюльки играем, Давид Маркович!». И давайте не забудем про нынешнее полное отсутствие контроля. А если очередная свадьба отравится? Или случится что на водоеме?
Давайте посмотрим и вот с какого ракурса: 10 лет прошло, как указ подписан и действует. Несколько раз вносились изменения и дополнения. И что, чиновники, ответственные за исполнение указа, не видели, что его трактуют, как кому выгодно? Агроусадьба «Гранд Палас» (выдумано, но не без реальных аналогий) — и где там личное подсобное хозяйство, собственная продукция, познавательные экскурсии, как прописано в указе? Нет и никогда не было, а вот кейтеринг, выездная регистрация и банно–оздоровительное обеспечение — в полный рост. Только пяти звезд сельскому дому «Гранд Палас» не хватает, остальное все есть: и парковка, и бассейн, и караоке, и танцпол. Никто этого 10 лет не замечал? А ведь в том же указе черным по белому: «ежегодно до 1 марта представлять Президенту анализ деятельности субъектов агроэкотуризма». И надо было ждать, пока количество построенных «Гранд Паласов» достигнет пугающей цифры в пару тысяч?
Так, может, пусть бы конкретные лица ответили конкретным рублем за свои упущения? А не только ушлые предприниматели — своей неполученной сверхприбылью? Ведь именно потому, что не было должного контроля, обсуждение сейчас и идет на уровне «дискредитации идеи», «извлечения прибыли вместо пропаганды культурных традиций» и «ломки людских судеб».
Даже хорошо, что именно агроэкотуризм, который касается далеко не каждого, поднял проблему законотворчества и общественного обсуждения. Потому что законы должны готовиться ответственными людьми на благо всем остальным. И ответственными же людьми должно контролироваться их исполнение.
mukovoz@sb.by
Советская Белоруссия № 211 (25093). Среда, 2 ноября 2016
Советская Белоруссия № 211 (25093). Среда, 2 ноября 2016