Сущность Сущени

Гость редакции — Владимир Свирский, исполнитель главной роли в фильме «В тумане»

Гость редакции — Владимир Свирский, исполнитель главной роли в фильме «В тумане»


На VI международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского прошла премьера фильма Сергея Лозницы «В тумане» — экранизации повести Василя Быкова. Картину привезли с фестиваля в Каннах, где она была удостоена приза международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. «В тумане» — вторая полнометражная работа Лозницы, игровой дебют которого — «Счастье мое» — завоевал приз за режиссуру на «Кинотавре» в 2010 году.


Действие разворачивается в 1942 году на территории оккупированной немцами Белоруссии. Главный герой — Сущеня — попадает под подозрение в диверсионном подрыве вражеского поезда. Но немцы отпускают Сущеню домой. Теперь ему не доверяют ни бывшие друзья, ни местные партизаны, ни собственная жена.


Фильм «В тумане» был задуман задолго до картины «Счастье мое». Лозница не мог его снять по причине отсутствия финансов. В итоге деньги пришли из Германии. Свою лепту внесли и Россия, Латвия и Нидерланды. А в Беларуси проводили одну из частей финальной «сборки» картины — перезапись.


Сергей Лозница — родом из Беларуси, да и актера на главную роль нашел из земляков. Владимир Свирский — уроженец витебского края. За его плечами работа в картинах «4 дня в мае» и «В июне 41–го». Познакомились Лозница и Свирский случайно. О том, как проходили съемки, актер рассказал «СОЮЗу».


— Владимир, Сергей Лозница сейчас один из самых актуальных режиссеров. Как вы попали к нему?


— Я учился в ГИТИСе на четвертом курсе. В столовой ко мне подошел Григорий Добрыгин (главная роль в фильме Алексея Попогребского «Как я провел этим летом») и сказал, что он знает о работе, которая — ну точно для меня. Добрыгин приезжал на кинофестиваль в Берлине с фильмом «Как я провел этим летом» и там, на «Берлинале», повстречался с Сергеем Лозницей. Лозница как раз искал актера на роль Сущени. Так что это Добрыгин посоветовал меня режиссеру.


Мы встретились с Сергеем Лозницей в Москве. Долго разговаривали, он меня фотографировал. Следующие наши переговоры состоялись недели через три, но я еще утвержден на роль не был. И вот Лозница позвонил и сказал фразу, которая мне запомнилась: «Режиссер просит совета у Бога два раза. Первый раз, когда выбирает сюжет, и второй, когда ищет главного героя. Ты утвержден, готовься». Лозница дал мне задание перечитать все произведения Василя Быкова.


— Вы, конечно, читали повести Василя Быкова и раньше.


— Я родом из северной Беларуси, родился под Витебском, и с повестями Василя Быкова знаком с детства. Быков для нас, белорусов, как Пушкин для россиян, Шекспир для англичан. Это классика. Но получилось так, что до начала подготовки к роли я не читал «В тумане». А тут прочитал ее 17 раз. 31 июля 2011 года я выехал в Латвию на репетиции, которые шли два с лишним месяца. Мне на природе построили дом. Приезжал туда к 9 утра. Потом на площадке стали появляться другие актеры, с которыми проходили пробы. Я репетировал со всеми, проигрывая с ними и другие роли, не только свою. Условие Лозницы было таковым, что я должен был знать весь сценарий.


А повести Василя Быкова читал, конечно, со школы. Первым был «Сотников» классе в пятом. Еще о войне мне часто рассказывала бабушка, а у моей бабушки пять сестер, которые тоже прошли войну, жили на территории оккупированной Белоруссии.


— Почему съемки проходили именно в Латвии?


— Мы нашли заброшенное местечко, которое выглядело совершенно несовременно, в котором был дух того военного времени. Со времен войны там стоят деревянные столбы, такого мы не могли найти ни в Литве, ни в Польше, ни в Белоруссии. В Латвии же мы нашли и оборонительные линии, которые сохранились со времен войны.


— Как Сергей Лозница работал на площадке?


— Лозница точно знал, как и что он хочет снимать. Лет десять назад Сергей встречался с Василем Быковым, просил благословения на экранизацию. Так что мне оставалось только довериться режиссеру и следовать за ним. Мне было тяжело репетировать, казалось, что когда начнутся съемки, станет полегче. Но стало еще сложнее.


— Почему?


— Однажды у Роберта Стуруа спросили, какие актеры лучше: грузинские или зарубежные? Он ответил: грузинские. Они играют как в последний раз. Я понимал, что все мои наработки за два месяца не должны пропасть, чувствовал огромную ответственность перед режиссером. Мне тоже надо было сыграть как в последний раз. Было страшно, да и физически тяжело. Сергей заставлял меня много бегать, прыгать, тренироваться. В картине есть сцена, когда Сущеня несет на себе труп партизана, и мы снимали ее по 16 дублей. Но это большое счастье для актера, когда тяжело.


— Ваш герой — Сущеня — попадает в непростую ситуацию.


— «В тумане» — фильм о человеке, который попал в ужасный конфликт, но не хочет предавать ни других, ни самого себя. Он хочет остаться человеком до конца. Когда Сергей Лозница говорил о сути фильма, то он цитировал Быкова: «Человек не может все. Иногда он ровным счетом не может ничего». Я себе задаю вопрос: смог бы я так поступить, как Сущеня, остаться человеком до конца? И когда говорю: мог бы, то моя следующая мысль, почему ты себя обманываешь? Ведь ты никогда не знаешь наверняка. Фильм еще и о том, что мы настолько привыкли мыслить логически, что, когда схема рушится, у нас «виснет программа». Мы растеряны, не знаем, как поступить. А жизнь всегда готова подкинуть неожиданный вариант.


Оксана Нараленкова


naralenkova@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter