Суррогат «с ароматом»

Белорусские   производители   продуктов   питания хотят   на   равных   конкурировать   с   российскими

Белорусские   производители   продуктов   питания хотят   на   равных   конкурировать   с   российскими

«Покупай белорусское!» — еще несколько лет назад знаменитый слоган воспринимался с изрядной долей скепсиса. А сегодня все больше людей с охотой следуют этому призыву. С фактами не поспоришь. 

— В 2005 году белорусские производители продуктов продали 87 процентов своих товаров, а доля реализованного импорта составила всего 13 процентов (это чай, кофе, морепродукты, цитрусовые и прочее), — такие цифры привел на заседании «круглого стола» в Общественном пресс-центре Александр Темрук, заместитель начальника управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Беларуси. – Это значит, Беларусь уже сегодня может обеспечивать себя важнейшими продуктами питания – мясом, молоком, овощами, фруктами. 

Казалось бы, отечественным производителям жить и радоваться, но… 

Чтобы не быть голословным, Сергей Добудько, генеральный директор ООО «Морозпродукт», демонстрирует журналистам две коробки российского пломбира. Названия — «Клубничное» и «Фисташковое» — набраны красочным крупным шрифтом. Стоимость — 2,5 тысячи рублей за 500 граммов. 

— Вот вам вопиющий пример двойной маркировки, — говорит Сергей Добудько. — Названия предполагают, что в составе лакомств есть натуральные и весьма дорогостоящие ингредиенты — клубничное пюре и фисташковая паста. На самом деле под этим «соусом» «впаривают» фальшивку – мелким шрифтом на этикетке набрано «с ароматом клубники, фисташек». Настоящее фисташковое мороженое обошлось бы в 20 тысяч рублей, не меньше. И таких примеров немало. 

— Действительно, на рынок республики поступает и низкосортная, дешевая продукция, преимущественно из России, которая обязательной сертификации не подлежит, — констатирует Нина Кухаренко, первый заместитель директора УП «Минский хладокомбинат № 2».   – Напротив, белорусские товары так на рынок России не пройдут — производители обязаны сертифицировать свою продукцию при ввозе в эту страну. Тем временем в Беларуси производство пищевых продуктов регламентируется очень жестко. Введены обязательная сертификация, гигиеническая регистрация, проводятся испытания. После всех этих процедур на прилавок попадают (если, конечно, правильно соблюдаются сроки хранения) продукты очень высокого качества.  Скажем, классическое мороженое нашего комбината с двумя снеговиками на этикетке – это 6—7 натуральных молочных компонентов, в кастве добавок —  изюм, арахис, джем, кофейная вытяжка. 

Именно «натуральность» наших продуктов – главное их достоинство. Конечно, это влияет на цену. Хотя разве это много 500—600 рублей за порцию настоящего пломбира без вредных добавок? Российское мороженое потому и дешевле, что в его составе используются ингредиенты, запрещенные у нас. Скажем, введение в республике СТБ 1467-2004 ограничило применение растительных жиров при производстве мороженого (разрешено только кокосовое масло). Пальмовое масло исключено полностью: чтобы оно растворилось в организме, требуется температура 41оС. А в мороженом из России оно нередко присутствует, как и другие жирозаменители.      

Использование дешевого сырья и нарушение требований технологии в производстве импортных молочных продуктов постоянно фиксируют специалисты Госстандарта в ходе своих проверок (в январе—марте провели 532 проверки продуктов питания, в ходе 380 из них выявлены те или иные нарушения: нет сертификата, не читается маркировка, отсутствуют сроки годности и так далее). 

Только сертификация импортируемых продуктов защитит наших покупателей от фальшивок. Это значит, что требования к качеству ввозимого лакомства и отечественного должны быть одинаковы, — такова позиция белорусских мороженщиков. 

За сертификацию российского продукта выступает и Министерство торговли Беларуси, подтвердил Александр Темрук. Шаг навстречу производителям Госстандарт уже сделал — стандарт СТБ 1598-2005 на молоко, закупаемое в других странах в качестве сырья, вводится с 1 августа 2006 года. А пока… 

— В республике действует закон о качестве и безопасности продуктов питания, принятый в 2003 году и предусматривающий суровое наказание для импортеров, продавцов, производителей суррогатов. Кроме того, белорусский парламент постоянно держит на контроле вопросы защиты потребителя от некачественной продукции, включает их в нормативно-законодательную базу, — говорит Сергей Скребец, помощник заместителя председателя Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. – Что касается импорта, то последние внесенные в Административный кодекс страны изменения и дополнения ужесточили штрафы за поставки в Беларусь некачественных продуктов питания. 

Только цифры 

Сегодня в Беларуси действует более 1350 стандартов на пищевую продукцию (половина из них касается методов контроля ее качества). Сертифицировано 57 систем управления качеством и безопасностью на основе принципов НАССР на предприятиях пищевой промышленности. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter