Как добиться того, чтобы большая семья стала национальным брендом

«Суперзанятость женщин угрожает материнству»

Семьи, в которых воспитываются дети, всегда в центре внимания государства. В стране сформирован мощный пакет социальных мер, а это пособия при рождении и воспитании детей, финансовая помощь на жилье, льготы в образовании и здравоохранении, налоговой, пенсионной и трудовой сферах. И если в 2020 году на данные цели потрачено 4,7 миллиарда рублей, то в нынешнем будет не менее пяти. На важность социальной поддержки этой категории населения неоднократно обращал внимание Президент Александр Лукашенко, но первоочередную задачу ставил такую — повысить в общественном и индивидуальном сознании статус семьи, материнства и отцовства.

В полной ли мере поддерживает государство семьи с детьми и созрела ли нация взять курс на многодетность? Почему в линейку ценностей у молодежи не вписывается ребенок и какие факторы сдерживают современную женщину, чтобы в очередной раз отправиться в роддом?

Высказаться по теме в рамках круглого стола «Сельская газета» предложила заместителю председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома и по совместительству заместителю председателя Минской областной организации ОО «Белорусский союз женщин» Надежде ЦУПЕ, председателю общественного объединения «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля» Веронике СЕРДЮК. Председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Людмила КАНАНОВИЧ вышла на связь онлайн.

МАМА +

Л. КАНАНОВИЧ: — Очень актуальная тема. Человек — богатство любой страны. От численности населения, его состава зависят эффективность экономики, геополитическая стабильность, обороноспособность и в целом устойчивое развитие государства. Считаю, что большая семья — давно национальный бренд Беларуси. И не секрет, что поддержка семей с детьми — одно из ключевых направлений социальной политики нашего государства.

«СГ»: — Каковы основные причины того, что страна по демографическим показателям далеко не в лучшей форме?

Л. КАНАНОВИЧ: — В последнее десятилетие демографическое развитие республики шло под влиянием таких процессов, как снижение роста рождаемости, отрицательный прирост населения, трансформация брачно-семейных отношений, старение нации. Если в 1994 году белорусов было 10,2 миллиона, то на 1 января 2020-го — 9,4 миллиона. Мы понимаем, для простого воспроизводства нации необходимо, чтобы на одну женщину приходилось более двух детей. Но суммарный коэффициент рождаемости в 2019 году составил всего 1,38. Для сравнения: в конце 1950-х, в тяжелое послевоенное время, на одну женщину репродуктивного возраста приходилось 2,8 ребенка.

Одна из главных причин снижения уровня рождаемости кроется в том, что сокращается число женщин репродуктивного возраста — от 15 до 49 лет. За последние 20 лет женщин наиболее детородных возрастов (20—39 лет) стало меньше на 155 тысяч. Снижается и интенсивность деторождения в наиболее репродуктивных возрастах. В то же время замечена другая интересная тенденция: все больший вклад в рождаемость вносят матери старше 40 лет. Например, в 2019-м женщины в возрасте 40—44 лет родили 2,3 тысячи малышей.

«СГ»: — Наверняка не последнюю роль играет то, что молодежь не спешит создавать семьи и на первый план ставит карьеру?

Л. КАНАНОВИЧ: — Вы правы, средний возраст вступления в брак повышается. Мужчины женятся на год и восемь месяцев позже, чем десять лет назад, а женщины выходят замуж на год и семь месяцев позже. Также неуклонно взрослеет материнство: средний возраст мам при рождении ребенка приближается к 30 годам. А появляется первенец в среднем ближе к 27. Например, я мамой стала в 20 лет, родила двоих детей, и теперь у меня два внука.

Людмила КАНАНОВИЧ.

В. СЕРДЮК: — Меня мама родила на первом курсе института, моего брата — на втором, учась на дневном. А современная женщина слишком много времени тратит на получение первого, второго образования, устройство на работе, задел социальной ниши — на то, что раньше считалось мужским делом. И когда феминистки упрекают, мол, белоруски — домоседки, женские зарплаты ниже мужских, я говорю: «Стоп. Наши женщины устроены лучше европейских и американских». Посмотрите на Парламент: там хорошо представлены женщины, как и на любых других видах работы. И руководителей среди представительниц слабого пола немало, и они прекрасно справляются, потому что женщине, помимо результата, важны здоровые отношения в коллективе. Но в то же время эта суперзанятость создает угрозу материнству.

Вот простой пример. Мы сотрудничаем с кабинетами, дружественными подросткам. Приносим плакаты о целомудрии, о счастье материнства, о репродуктивной сфере. Знаете, какой запрос от психологов и гинекологов поступил? Разработайте плакат о жизненном пути. У девочек в приоритетах учеба, карьера, путешествия, и хорошо, если в планах есть отношения с противоположным полом. Материнство же некуда вклинить, молодые люди отказываются от родительства, живут для себя, и в эту жизнь не вписывается ребенок. Сегодня надо показывать, что можно успешно совмещать учебу, работу и заботу о детях.

Н. ЦУПА: — На этот счет скажу, что в рамках госпрограммы «Здоровье народа и демографическая безопасность» в подпрограмме «Семья и детство» есть целый блок мероприятий по освещению позитивного образа современной семьи. Сюда входит создание и размещение социальной рекламы, в том числе в интернете. Престиж семьи поддерживает республиканский конкурс «Семья года», который проходит раз в два года. Давно стал известным и полюбился среди сельских семей «Властелин села».

Единственное — не настолько развиты информационные площадки, которые бы сопровождали женщину, начиная от планирования семьи. Но положительный опыт есть. В Минской области реализован проект «Ты не одна». К нему свои усилия приложили многие инстанции — образования, здравоохранения, общественные организации. Получилась толковая информплощадка, где любая мама может найти адреса, куда обратиться с конкретным вопросом. Там можно записаться и к врачу, получить помощь юриста, даже предоставляются фитнес-услуги, и все это бесплатно. Областной роддом записал ролики, как наладить грудное вскармливание и т.д.

В. СЕРДЮК: — Да, семейные конкурсы тоже работают на поднятие престижа семейных ценностей, но, если мы хотим, чтобы большая семья стала нормой, этот образ должен появиться на молоке, на порошке, на всех предметах быта, покупаемых женщина. У нас семейные траты, как правило, производят женщины. Почему бы не воздействовать на сознание таким образом? Шведы, у которых в семьях по три-четыре ребенка, так и делают.

Вероника СЕРДЮК.

Наш центр «Матуля» каждый год анализирует визуальный контент и награждает тех (в основном коммерческие организации), кто в рекламе использует образ большой счастливой семьи. Подобной рекламы крайне мало, и из года в год, увы, тенденция не меняется. Взять то же телевидение. У нас, к сожалению, нет легкого комедийного контента о семье или кейсов, которые бы помогали преодолевать трудности. Да, на экране крутят зарубежные медиапроекты «Хата на тату», «Суперняня», но государство могло быть стать заказчиком собственных проектов по продвижению образа семьи.

Почему это надо? Мы работаем в кабинетах предабортного консультирования. Вот что заметили: если женщина воспитывалась в большой семье, то она знает, как справляться с трудностями в своей собственной. Но бывает так: мама беременна третьим ребенком, а в ее семье было всего двое. Тогда рушится привычный мир, ведь третий ребенок не вписывается в ее сознание — и она выбирает аборт. А посмотрев сериалы, передачи о больших семьях, убедившись, что там не всегда идеальная картинка, увидев, как люди справляются с этим, стала бы увереннее: «Я тоже справлюсь».

ПАПА +

«СГ»: — Репродуктивный возраст сокращается в силу того, что молодые женятся и заводят детей поздно. Но есть и другая проблема — высокий процент разводов.

Л. КАНАНОВИЧ: — Да, негативная и, к сожалению, устойчивая тенденция — снижение уровня брачности. За десять лет он сократился на 18,5 процента. С 2016-го число регистрируемых браков удерживается на стабильно низком уровне — 60—64 тысячи браков в год. В то же время уровень разводимости высокий. Например, в 2019-м расторгнуто 34,5 тысячи браков. Почти каждый третий развод приходится на пары с семейным стажем 5—9 лет, а 42 процента — на 30—39 лет, один из наиболее репродуктивных возрастов. То есть потенциально женщина может родить еще одного малыша, но остается одна.

В. СЕРДЮК: — Это действительно проблема. Неустойчивые отношения с мужчиной, как показывает практика консультирования, — одна из основных причин абортов. В незарегистрированном браке женщина не чувствует себя защищенной. К сожалению, даже в официальном она рожает столько детей, сколько (в случае чего) может поднять на ноги в одиночку. Я связываю это с памятью поколений, которая неосознанно держится до четвертого рода. Позади две мировые войны, в годы Великой Отечественной погиб каждый третий белорус. Только вдумайтесь, сколько женщин остались вдовами! Рассчитывать только на себя у нас в подкорке сознания. Вдобавок к этому для молодых супружеских пар недостаточно образовательных программ. Подготовить к браку — вот чем в основном озабочены религиозные организации. Если в звене среднего образования изучают основы семейной жизни, репродукции, то, к моему удивлению, в вузах всего три педагога-энтузиаста читают лекции по теме. А ведь этому надо учить еще с детского сада.

Н. ЦУПА: — К тому же нам всерьез надо заниматься тем, чтобы поднять престиж отцовства. Роль мужчины в создании, существовании семьи огромная. По работе часто приходится общаться с многодетными. Предлагаем маме принять участие в конкурсе и обязательно услышим в ответ: «Мне надо посоветоваться с мужем». Случается, мама готовится к церемонии награждения орденом Матери и звонит: «Мой муж тоже хочет присутствовать на вручении, ведь это и его награда». А иногда и сам мужчина связывается с нами: «Вы говорили, что жена должна быть в пиджаке, чтобы орден повесить, но я купил ей платье, хочу, чтобы она была в нем». Очень трогательно. А на одной диалоговой площадке поступило предложение от многодетных мужчин: почему бы не учредить награду для отцов, которые тоже воспитывают детей? И в этом рациональное зерно.

Надежда ЦУПА.

В. СЕРДЮК: — Исследователи доказали: если глава семейства помогает жене в быту, то рождается на одного ребенка больше. Государство дает огромные преференции семьям с детьми, но основной заказчик — мужчина. Он дает уверенность женщине: «Я вас приму и прокормлю».

Н. ЦУПА: — Мы постоянно говорим о равнозначном участии обоих родителей в воспитании детей. В прошлом году завязали сотрудничество с Республиканским благотворительным общественным объединением «Клуб львов» для открытия «папа-школ». Мужчины, работники ТЦСОН пяти районов, прошли обучение, чтобы на местах передавать навыки активного отцовства. Опыт интересный, будем следить, как он развивается.

ГОСУДАРСТВО = КРЕПКАЯ СЕМЬЯ

«СГ»: — Достаточно ли государство поддерживает семьи с детьми?

Л. КАНАНОВИЧ: — Задействованы огромные ресурсы на поддержку семей с детьми — около 8,5 процента ВВП. Это пособия, семейный капитал, адресная социальная помощь, льготы в жилищно-кредитной политике, образовании, здравоохранении.

Когда родились мои внучки, видела на примере семьи сына, какую серьезную финансовую подушку предлагает государство. Пособие по беременности и родам — до 140 календарных дней в размере 100 процентов от заработной платы. Плюс женщины, ставшие на учет по беременности до 12 недель, получают единовременное пособие. Выплаты на первого ребенка составляют 10 бюджетов прожиточного минимума, на второго — 14. Если говорить о пособиях по уходу за ребенком до трех лет, то на первого положено 495,74 рубля в месяц, на второго и последующих — 566,56.

С приобретением семьей статуса многодетной поддержка ее усиливается многократно. Например, в решении такого глобального вопроса, как жилищный. Это льготное кредитование, субсидии для больших семей. Чтобы мотивировать молодые семьи на рождение первого и второго ребенка, для них программой социально-экономического развития на пять лет планируется увеличить объемы строительства арендного жилья и тем самым повысить его доступность.

В системе дошкольного образования родители оплачивают только питание, а многодетные вносят всего половину от этой суммы. У одного из родителей есть право воспользоваться свободным от работы (и оплачиваемым!) днем в неделю, чтобы побыть с детьми. Перечислять льготы и преференции можно долго.

Если говорить о программе семейного капитала, то ее эффект более чем убедителен: число детей, рожденных третьими и т.д. за последние пять лет, возросло на 40 процентов по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. Увеличивается и количество многодетных, сегодня их более 115 тысяч. И новация, что семейным капиталом можно воспользоваться досрочно, в законе закрепилась не случайно: государство услышало мнение многодетных родителей на диалоговых площадках и пошло навстречу.

Н. ЦУПА: — Женщины могут успешно реализоваться как в семье, так и в работе. Мамы, которые в отпуске по ухожу за ребенком до трех лет, по направлению служб занятости могут бесплатно пройти переподготовку и получить профессию мастера маникюра, бухгалтера, парикмахера, повара, швеи. Еще один вид поддержки — субсидии на организацию личного дела, ремесла или открытие агроэкоусадьбы. В этом году 101 женщина получила такую финансовую помощь.

Социальная защита семей с детьми постоянно совершенствуется. Например, с 1 января 2021-го еще две новации. Раньше услуга социальной передышки для семей с детками-инвалидами предоставлялась до 28 дней в году, а теперь срок увеличен до 56. Вторая новация касается услуг няни. Прежде для семей, где ребенок с инвалидностью, она была платная, а с 1 января 2021-го расходы взяло на себя государство.

Л. КАНАНОВИЧ: — Чтобы женщина гармонично совмещала работу и воспитание детей, в Трудовой кодекс ввели главу «Дистанционная работа». Она оправдала себя. Депутаты уже приступили к работе над Трудовым кодексом. Исходя из практики будет продвигаться гибкая форма занятости, которая позволит многодетным родителям трудиться не только дистанционно или сокращенно на час, что положено законодательством, а, например, полдня в офисе и полдня дома или два дня в офисе, три — дома. Все для того, чтобы семья могла найти оптимальный для себя вариант.

В. СЕРДЮК: — Финансовая поддержка со стороны государства огромная, и я, как мама пятерых детей, это ощущаю. Но для того чтобы Беларусь взяла курс на многодетность, надо рассмотреть потенциал сельской местности. Посмотрите на модное явление: как только городская семья уезжает за черту города, покупает домик в деревне или восстанавливает родовое гнездо, там рождаются второй ребенок, потом третий и т.д. Так было с моей родной сестрой. Ведь жить на 20-м этаже и дышать воздухом, где нет деревьев, а только машины, — все это ставит семью в рамки. А сельские женщины, сельские семьи более открыты к деторождению. Важно развенчивать миф, что в деревне плохо. Например, когда пришло время отдавать детей в школу моей сестре, выяснилось: чуть ли не к дому приходит желтый автобус, а в классе не 30, а 8 человек, так что учитель уже практически как репетитор. И там зачастую преподают талантливые энтузиасты. Допустим, местный художник еще и преподает у ребятишек для развлечения. Учитывая, что страна компактная, нет больших расстояний без коммуникаций, этим нельзя пренебрегать. Надо популяризировать глубинку, чтобы семьи хотели туда ехать. 

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter