Суперстар или супер стар?

О предвыборной кампании США

В столице штата Колорадо городе Денвер проходит съезд Демократической партии США. По всем законам жанра мероприятие задумано масштабное, а результат известен заранее. Барак Обама будет назван кандидатом на пост президента. Чтобы добавить перчинку в постное блюдо, предвыборный штаб иллинойского сенатора до последнего тянул с объявлением кандидата в вице–президенты. Кто не знает: американцы на выборах голосуют не за одного, а сразу за двух людей — тандем президента и его заместителя. Нельзя сказать, что избирателей так уж волнует, кто станет вице–президентом (ну чем, скажите, прославился нынешний вице–президент Дик Чейни?). Но в случае с Обамой это действительно важно. Его часто критикуют за отсутствие опыта во внешней политике, и ему в команду требовался стреляный дипломат. Им стал глава сенатского комитета по международным отношениям Джозеф Байден, который недавно побывал в Тбилиси и пообещал Михаилу Саакашвили помощь на миллиард долларов...


Имя своего избранника Обама сообщил соотечественникам с помощью SMS и посредством Интернета, очевидно, чтобы еще раз уколоть своего соперника сенатора–республиканца Джона Маккейна, который и электронной почтой–то не пользуется.


Но если бы на месте Байдена оказалась Хиллари Клинтон, телевизионная картинка из Денвера смотрелась бы выигрышнее. А картинка, судя по всему, заботит демократических политтехнологов едва ли не в первую голову, не случайно по ковровой дорожке Пепси–центра Колорадо вслед за кандидатом в президенты пройдут Мадонна, Тарантино и еще две–три дюжины знаменитостей. Но бои без правил во время праймериз наложили нестираемый отпечаток на отношения Хиллари и Барака. Не исключено также, что бывшая первая леди еще питает надежды стать первым человеком в стране. Через четыре года. В том случае, если Обама сейчас проиграет Маккейну, на следующих выборах Клинтон вполне будет конкурентоспособна, тем более что гипотетическому президенту Маккейну будет тогда целых 76 лет.


А судя по тому, как развивается ситуация, Обама может и проиграть. Сейчас оба кандидата в президенты согласно опросам общественного мнения идут ноздря в ноздрю. И это не может не удивлять, ведь казалось, что молодой политик, суперстар по голливудским меркам, легко справится с престарелым ветераном вьетнамской войны. Однако то ли Америка еще слишком консервативна, чтобы принять чернокожего президента, то ли взаправду сомневается, что Обама сможет управлять американской внешнеполитической машиной. Недавно республиканцы выпустили ролик, составленный из прежних высказываний Хиллари Клинтон о некомпетентности Обамы, Маккейн в нем произносит одну финальную фразу: «Я с этим согласен». Теперь республиканский штаб намерен проделать аналогичный трюк с цитатами вероятного вице–президента Джозефа Байдена. В свое время он тоже утверждал, что сенатор от Иллинойса не готов руководить страной.


А ведь взгляды Обамы за последние месяцы претерпели разительные перемены. Он уже не обещает немедленно вывести американские войска из Ирака, придя к власти. На переговоры с иранским руководством тоже больше не собирается. Метаморфозы произошли и с его позицией по России. В то время как Маккейн предлагал исключить ее из «большой восьмерки», Обама писал в «Форин афферс», что «нужно работать совместно с этой страной в областях, представляющих общий интерес, — в первую очередь в обеспечении безопасности ядерного оружия». Однако сейчас и он выражается в духе Маккейна. Он тоже предложил пересмотреть отношения с Москвой и как можно быстрее принять Грузию и заодно Украину в НАТО. Ну и, разумеется, кандидат в президенты от демократов не преминул отчитать действующую власть, заявив, что «когда в Южной Осетии стреляли из танков, Джордж Буш и Владимир Путин как ни в чем не бывало обнимались в Пекине...»


Россия — важный партнер для США, и серьезные аналитики в Вашингтоне это прекрасно понимают. Но кто бы ни пришел к власти в Белом доме, американо–российские отношения ждет непростая ревизия. Многое зависит от того, как стороны разрулят ситуацию вокруг Южной Осетии и Абхазии.


Пока американские военные корабли прибывают в грузинские порты «с гуманитарной миссией», Совет Федерации и Госдума единогласно проголосовали за независимость Абхазии и Южной Осетии. Слово осталось за Президентом России. Страны Запада выступают категорически против, и французский президент Николя Саркози, который так гордится своей экстренной поездкой в Москву и «шестью принципами», созывает экстренный саммит Евросоюза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter