Супермены на защите книги

О мифологии массовой культуры

Они бывают зеленые и синие, просачиваются сквозь стены и прилипают к оным, летают, аки птицы, шмели и мыши летучие, плавают, как гады морские... И все спасают и спасают мир.


Любой современный ребенок узнает этих героев сразу, поскольку они заполонили информационное пространство вокруг него куда интенсивнее, нежели когда–то скромные Чебурашки. Супермены разных мастей перебираются из фильма в фильм, из книги в книгу, украшают собой обложки и майки, становятся предметом стеба в сети... Вот уже и у супергероев постсоветского розлива то меч из руки вырастает, то автомобиль «Волга» взлетает черной молнией...


Испокон веков люди мечтают обладать необыкновенными способностями, а посему любят сказки о супергероях, не важно, летают они на Коньке–Горбунке или бэт–мобиле. Вот только возможностей для проживания вместе с героями их супержизни куда больше, чем у ребенка, кротко слушавшего зимним вечером бабушкину сказку у камина или печки. Кино покажут да еще в 3D, компьютерную игру создадут, а можно и в ролевые игры погрузиться. Конечно, эти создания комиксов — от Халка до Железного Человека — куда примитивнее героев литературных, мушкетеров, рыцарей круглого стола, Робин Гуда, Чингачгука... Но что ж, у каждой эпохи герои свои. Сегодня складывается такая вот новая мифология массовой культуры: Женщина–кошка, Бэтмен, Человек–паук, Люди Икс и так далее...


Голландский философ Йохан Хейзинга предсказывал эпоху «человека играющего», определяемого психологией подростка, любящего экшн. Можно считать образ супермена с квадратной челюстью злейшим врагом духовности и безнадежно плакать о падении интереса к книге. А можно использовать узнаваемые знаки и отработанные масскультом приемы для пропаганды той же высокой литературы. В сети появилась новая вирусная реклама: забавные плакаты, на которых Пушкин, Толстой и Чехов предстают в образах спортивных тренеров, готовых воспитать из каждого чемпиона в чтении. Вот суровый Пушкин в стильном красном тренировочном костюме с изображением скрещенных дуэльных пистолетов со свистком во рту предлагает: «Начинай с небольших текстов, постепенно увеличивай нагрузку». Вот Лев Толстой, на чьей байке значится название его самого известного романа, советует: «Не сдавайся — на 500–й странице откроется второе дыхание». Антон Павлович Чехов обещает: «3 подхода по 7 страниц ежедневно — и результат заметен через неделю». Это не просто стеб, а рекламная акция «Занимайся чтением», стартовавшая в России, инициированная такими серьезными организациями, как Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Союзом книготорговцев. Как сформулировано, классиков литературы представляют не как замшелый товар, а актуализируют в непривычной роли. Недавно состоялась премьера ролика популярного рэппера по имени fike все в том же стиле вирусной рекламы. Прослушаешь, и в голове крутится: «Абзац за абзацем, глава за главой — подружись со своей головой!», «Начитанный дух — в начитанном теле» и призыв «будь мужчиной», то есть начни читать, пускай это не легче, чем тягать железо в качалке.


Могу предположить, что часть публики начнет говорить о кощунстве... Но или все будет серьезно и официозно, а по окончании «мероприятия» школьник побежит в кино смотреть похождения героя с квадратной челюстью, швыряющего автомобили одним движением суперменской руки, или будет сделана попытка обратиться к подростку в понятной ему форме. Ведь и способ восприятия информации у сегодняшних детей не такой, как у их родителей и дедушек–бабушек. Клиповое мышление, пэйчворк–мышление, преобладание визуального ряда... В общем, пускай их лучше тренируют Пушкин и Купала. Бронзовый памятник может только принимать венки. Мероприятия для галочки убивают на корню живой интерес. А персоналии белорусской литературы можно еще как раскрутить — Франтишек Богушевич, Винцент Дунин–Марцинкевич, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас, Владимир Короткевич... Супермены нашей культуры. И если я увижу изображение Франциска Скорины в виде могучего супермена, то у меня это вызовет только улыбку: это же замечательно, если школьник представит национального просветителя студентом Падуанского университета, молодым доктором, веселым и отважным человеком с чувством юмора. Своим героем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter