В этом году «Гомсельмаш» обещает выпустить четыре зерноуборочных агрегата мирового уровня

Суперкомбайн в шаге от конвейера

В августе прошлого года Александр Лукашенко поручил конструкторам «Гомсельмаша» к уборочной-2018 создать суперкомбайн, который превосходил бы зарубежные аналоги. Как комбайностроители выполняют поручение Главы государства? Что сделано и увидим ли мы его на полях страны? Об этом — в интервью генерального конструктора Научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергея ФЕДОРОВИЧА. 


— Сергей Александрович, если сильно вдаваться в технические подробности, скажите, каким будет так называемый суперкомбайн, назовите его отличительные признаки?

— В начале разговора я считаю принципиально важным сформулировать основные требования к такой машине. Ведь совершенно понятно, что для каждого рынка эти требования будут  существенно различаться. Что касается нашего традиционного, где мы представляем свою зерноуборочную технику, то основные требования к таким супермашинам можно изложить по соответствию трем критериям. Это способность уборки полей с урожаем свыше 60 центнеров с гектара, высокой, в 20—30 тонн в час, производительностью и качеством, когда потери не более 0,5—1 процента,   и минимальной  себестоимостью.

Этим основным критериям  из модельного ряда выпускаемых «Гомсельмашем» машин соответствует самый высокопроизводительный комбайн ПАЛЕССЕ КЗС-1624-1. Этой машиной в прошлом году убирали поле в ОАО «Александрийское» Шкловского района, где урожайность доходила до 90—100 центнеров с гектара.  Средний намолот на один комбайн этой модели у нас в стране в прошлом году составил  2025 тонн, в Российской Федерации— 2535 тонн и не уступает среднему намолоту высокопроизводительных импортных комбайнов. В Курской области сезонная наработка одного из комбайнов превысила 7500 тонн  с учетом уборки кукурузы на зерно.  Во исполнение поручений Главы государства по результатам эксплуатации партии комбайнов КЗС-1624-1 «Гомсельмашем»  проведена большая работа по конструкторско-технологическому совершенствованию этого комбайна. Серийный выпуск обновленной таким образом модели будет продолжаться. Кроме того, к уборочному сезону будут изготовлены три образца второго поколения комбайна, максимально унифицированного с   КЗС-1624-1, но оснащенного современными системами для реализации технологии точного земледелия. Комбайн будет иметь ряд других усовершенствований,  более комфортные условия труда механизатора. 

Также критериям, предъявляемым к суперкомбайну, приведенным выше, будет соответствовать еще один комбайн, создаваемый  «Гомсельмашем». За его основу будет взята модель наиболее универсального комбайна ПАЛЕССЕ 1218. В прошлом году он в очередной раз наилучшим образом зарекомендовал себя на полях северо-западных районов Ленинградской области. В тяжелейших условиях уборки, когда были высокая влажность зерна и засоренность, эта машина успешно отработала с августа до середины осени.

Смогут ли белорусские машиностроители дать достойный ответ иностранным производителям?

В таких условиях  зарубежные аналоги вынуждены были постоянно останавливаться  для трудоемкой очистки рабочих органов из-за забивания технологического тракта. В процессе создания также применяются новые технологии выделения зерна, апробированные на  КЗС-1624-1. Новый комбайн будет  с гибридной системой обмолота и сепарации, благодаря чему сможет убирать на скорости 7—8 километров в час с потерями менее одного процента при допустимых двух. Вместо клавишного соломотряса машина оснащается  соломосепаратором с двумя роторами, вращающимися во встречных направлениях, «обернутыми» неподвижными решетчатыми деками. Такая комбинированная схема, сочетающая достоинства барабанного обмолота и роторной сепарации, лучше всего подходит для хозяйств, которые наряду с зерновыми в больших объемах убирают кукурузу на зерно. Задача в том, чтобы довести узлы и механизмы этого комбайна до совершенства.

С этой целью мы детально изучили практический опыт работы КЗС-1624  на уборке зерновых, кукурузы, сои, других культур. Кроме того, усовершенствуем рабочее место механизатора, чтобы создать для него более комфортные условия, а также облегчить управление механизмами.

 Одним из основных достоинств новой машины станет надежность в работе. Конструкторские решения специалистов НТЦК, которые базируются на 20-летнем опыте в создании зерноуборочных комбайнов, позволяют это сделать.

— Что уже  выполнено к сегодняшнему дню?

—  Конструкторы закончили выдачу документации, откорректированы результаты предварительных испытаний, и в настоящее время приступаем к изготовлению машин. К уборочному сезону-2018 планируем изготовить четыре опытных образца, два из которых пройдут испытания на Российской МИС (машиноиспытательной станции), и по одному в Беларуси и Украине. 

— А если говорить о   серийном производстве?

— Думаю, это начало следующего года. Машина должна пройти полевые испытания, так как мы не всегда можем точно рассчитать те нагрузки, которые реально могут возникнуть в ходе работы в поле. Полевые испытания показывают, над чем нам еще надо поработать. К слову, завершен цикл испытаний пяти новых моделей комбайнов, которые неплохо зарекомендовали себя в прошлом году на полях нашей страны. И в скором времени они будут поставлены на конвейер. Сегодня есть немалый спрос на современную уборочную технику — технологичную, недорогую, способную отвечать многочисленным запросам потребителей.

— В интересах «Гомсельмаша» как можно скорее приступить к серийному выпуску суперкомбайна, не так ли? Пока его нет, закупки импортных агрегатов для высокоурожайных полей продолжатся.  И деньги снова уйдут из страны.

— Верно. Современные технологии, которые используются в проектировании машин, позволяют ускорить процесс их создания. Раньше на изготовление штампов уходило почти 2 года, а сегодня у нас конструкторское бюро работает в 3D-формате. То есть модель машины создается на компьютере и отрабатывается. Это ускоряет процесс проектирования, уменьшает количество ошибок.  Но машины выдаются в работу только после того, как прошли проверку на прочность.

 — По стоимости суперкомбайн  будет дороже того же «ПАЛЕССЕ 1218»?

— Ненамного. Если взять соотношение цена — качество, то гомсельмашевские машины в результате сравнительных испытаний, которые проводятся в России, находятся в лидерах. По производительности и качеству наша кормо- и зерноуборочная техника мало чем отличается от зарубежных аналогов, а по цене в 3 раза дешевле. Это преимущество хотим и дальше сохранить. Суперкомбайн – это тот комбайн, который поднимет производительность, снизит потери и позволит более рентабельно вести сельское хозяйство.

— А что по поводу импортозамещения? Президент требует заменить все импортные узлы на свои, отечественные.

— Их в наших комбайнах и так немного. «Гомсельмаш» охотно брал бы двигатели на Минском моторном заводе, но там выпускают моторы до 330 лошадиных сил, а нам нужны более мощные. А потому по двигателям сотрудничаем с двумя немецкими фирмами и Ярославским моторным заводом.   На «Гомсельмаше», конечно же, ведется работа по импортозамещению. К нам поступают с других предприятий резинотехнические изделия, подшипники, гидравлика, электрооборудование. Большая часть отечественного производства. Активно работаем с предприятиями, чтобы поднять уровень надежности комплектующих. В первую очередь гидравлики. Если в Беларуси нет производства, то мы стараемся найти надежного партнера с качественной продукцией и хорошим сервисом за рубежом.  Приятно, что продукцию «Гомсельмаша» знают, и количество стран, куда поставляется наша техника, с каждым годом увеличивается.  

nvakulich2016@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter