Готовы ли зрители к Джеймсу Бонду в женском обличье?

Супергерои нашего времени

На этой неделе кинозрители празднуют выход на экраны 25-й части бондианы «Агент 007: не время умирать». Премьера из-за ковида переносилась несколько раз и вот наконец 28 сентября начала свой мировой прокат с презентации в лондонском Альберт-холле в присутствии королевской семьи. 

Об очередной части саги важно знать следующее: заглавную песню исполняет американская поп-звезда Билли Айлиш, для Дэниела Крейга это лебединая песня в роли шпиона. Кто станет следующим Джеймсом Бондом — об этом и пойдет наш сегодняшний разговор. Создатели бондианы пробуют ввести на роль агента 007 чернокожую актрису. Общество сопротивляется. Солидарен с сомневающимися и один из участников дискуссии, а его оппонент усматривает в гендерных экспериментах зарядку для ума. Любопытно, как рассудит вечных спорщиков наш справедливый рефери? Кому сегодня присудит победу?


Взболтать, но не смешивать

«Если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза — экспериментатор, три — теория»

Лев Клейн, советский и российский археолог, историк науки.

Никогда раньше не думал, Вика, что буду сожалеть о завершении карьеры Дэниела Крейга в кинофраншизе о Джеймсе Бонде. Не нравится мне он в этой роли, и все тут. Но уж лучше Крейг, чем его возможные преемники, честное слово. Кто это будет в эпоху тотальной киношной гипертолерантности? Чернокожий британец? Представитель прочих меньшинств? Женщина? О таком даже подумать не хочется. Ибо биография «настоящего» Бонда и его образ всем давно известны. Родителями агента 007, согласно книге британского писателя Яна Флеминга «На секретной службе Ее Величества», являются шотландец из Аргайла Эндрю Бонд и Моник Делакруа из швейцарского кантона Во. Сам Джеймс — белый британский подданный. Точка! Все, что отступает от первоисточника, — уже не бондиана, а чушь собачья: образ суперагента за более чем полувековую историю бондианы стал культовым, и не только для англичан, но и во всем мире. Разрушить этот образ — значит наплевать в души тех, кто считает чуть ли не членом своей семьи элегантного джентльмена с прекрасными манерами, знающего, как победить зло и спасти мир, сохраняя при этом мужество и неподкупную преданность стране.

Мне очень жаль, Вика, тех, кто попался на уловки псевдоборцов за гендерное и расовое равноправие, пытающихся расшатать общество. Вот и актриса Лашана Линч, исполнившая в выходящем фильме «Не время умирать» роль нового агента 007, получившего по прихоти сценаристов и продюсеров знаменитый код после ухода Бонда на покой, считает, что терпит нападки из-за пола и цвета кожи. «Мне просто нужно напомнить себе, что я часть чего-то очень, очень революционного», — рассказала недавно она о своих попытках выстроить защиту от негатива. Мне же все-таки кажется, что основной негатив не носит гендерной или расовой направленности. Публика лишь хочет, чтобы неуемные «революционеры» оставили в покое любимого героя. К сожалению, Ян Флеминг Бонда защитить уже не сможет — все его произведения о суперагенте уже экранизированы. Дальнейшая киносудьба Джеймса отдана на откуп правообладателям, которые, к сожалению, в погоне за прибылью готовы пойти черт знает на что. Разделяю мнение Джона Логана (США), соавтора сценариев предыдущих фильмов бондианы — «Координаты «Скайфолл» и «­СПЕКТР», который недавно предположил, что американская компания рано или поздно начнет вмешиваться в производство: «А что если фокус-группам не понравится, что Бонд пьет мартини? Или что он убивает так много людей? Или что английский акцент отпугивает аудиторию, поэтому в угоду маркетингу в сюжете должно быть побольше американцев?» Я убежден, Вика, что старый добрый Бонд до сих пор способен без тотальных изменений в образе с успехом противостоять, как мы любим сегодня говорить, новым мировым угрозам. Как именно — вопрос к сценаристам, пусть думают, за это им платят немалые деньги, и не обманывают ожидания зрителей.

Кстати, попытки «переосмыслить» в угоду новомодным веяниям кинообразы героев литературных произведений в последнее время предпринимаются с пугающей настырностью. К примеру, в экранизации цикла романов Стивена Кинга «Темная башня» роль Стрелка, прообразом которого был Клинт Иствуд, сыграл темнокожий Идрис Эльба. А в «Призраке в доспехах» по манге Масамунэ Сиро роль Миры Киллиан/Мотоко Кусанаги исполнила отнюдь не японка Скарлетт Йоханссон. Как и следовало ожидать, оба фильма провалились в прокате. Может, кинематографистам больше не стоит искушать судьбу, соглашаясь на сомнительные эксперименты? Не паразитировать на полюбившихся и проверенных десятилетиями героях, а придумать что-то новое? Решились же в Marvel Studios на создание первого фильма, полностью посвященного герою комиксов Шан-Чи — картина «Шан-Чи и легенда десяти колец» с канадским актером китайского происхождения Симу Лю в главной роли идет в эти дни в мировом прокате, причем с неплохими сборами. Вот и продолжайте в том же духе! Как говаривал Джеймс Бонд барменам, заказывая любимый коктейль: «Взбалтывайте, но не смешивайте». Смешаете — редкостная бурда получится.

nesterov@sb.by

Протри кристалл представления

«Терпимость — очень трудная добродетель. Наш первый порыв и даже последующий — это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы»

Жорж Леметр, священник.

На мой вкус, самый сексуальный орган в человеке — мозг. А кино — отличное средство потренировать извилины. Если агента 007 играет подтянутый белый мужчина с покерфейсом, который ловко уворачивается от пуль и женских объятий, в этом нет никакой интриги, Саша. Я выступаю за то, чтобы искусство помогало нам раздвигать границы, расширяло пространство, будило воображение. Давай подробно по каждому из пунктов. 

Создатели шпионской саги объявляют, что чернокожая британка Лашана Линч получила роль агента ОО7. Одного маленького сообщения оказалось достаточно, чтобы актриса была завалена гневными сообщениями, ее адски затравили приверженцы традиционных ценностей. Девушке даже пришлось закрыть свою страницу в соцсетях и уйти в глухую самоизоляцию. Господи, за что? Если на секундочку попытаться включить мозг, можно быстро понять, что бедная Лашана — последний человек, который принимает решения о кастинге. А мы прошли очередной тест на предел людской злобы — она безгранична. Как горько подметил недавно мой сетевой приятель: «Нигде за всю свою жизнь не нажил себе столько врагов, сколько за пару дней в этой вашей «книге друзей» — «Фейсбуке». Пусть каждый, кто написал Лашане Линч гадости на личной странице, задумается хоть на минуту, для чего он это сделал; уверена, внутри себя, в слепых зонах своей самой темной стороны, можно найти врагов пострашнее, чем чернокожая актриса. 

Знаешь, я бы еще вчера согласилась с тобой, что проблемы не существует, что-де западные киношники грешат гипертолерантностью, а движение BLM спровоцировано политиканами, если бы сегодня на глаза мне не попался заголовок в одной крупной американской газете: «Черный композитор наконец проник в «Метрополитен-опера». Речь идет о том, что ­афроамериканец Теренс Бланшар собирается ставить в «Мет» оперу «Огонь, затаись в моих костях». Но уже в самом заголовке есть какой-то неприятный снисходительный душок: словно бы Бланшар только что слез с ветки — и сразу в театр, будто бы у него за плечами нет двух статуэток «Грэмми», номинаций на «Оскар», 60 саундтреков к известным фильмам. Словно бы афроамериканцы не были родоначальниками соула и джаза, многих других музыкальных жанров, являющихся сегодня основой музыкальных произведений, в том числе и оперных. Есть только один «суперважный» факт: композитор черный, вот он — главный повод для зубоскальства и кликбейта. Не меня одну оскорбила подача материала, под статьей в соцсетях разгорелась большая диванная битва, в которой темнокожие отстаивали свое право на музыкальную грамотность, а белые — опять-таки — топили за незыблемые ценности: опера для белых. В конце концов администратор театральной страницы был вынужден закрыть комментарии под статьей, чтобы не доводить людей, участвующих в очередном нечеловеческом споре, до смертоубийства. Итак, психический кризис налицо, мир, к сожалению, разделен, мы переживаем серьезнейший кризис гуманизма. Очередной тест на эмпатию, умение мысленно встать на место другого провален. 

Почему, как мне кажется, искусство помогает нам дать волю воображению? Да потому что оно отвечает на один-единственный вопрос: а что если? В конце концов, начиная с древних времен и вплоть до XVII века в европейском театре все женские роли исполняли мужчины, и никого это не коробило. Что нам мешает сегодня фантазировать, видеть в роли Джеймса Бонда женщину? У нас что, кристалл представления затуманился? Почему мы не можем позволить себе никаких условностей на экране? В театре, например, недавно режиссер Константин Богомолов на роль Николая Ставрогина ввел актрису Александру Ребенок, я посмотрела спектакль «Бесы» с ее участием и осталась в диком восторге. Это свежий и любопытный ракурс: в роли знакомого нам отставного офицера, «привыкшего к самому утонченному благообразию», увидеть и услышать блондинку. Неожиданное препятствие помогает воспринимать классику по-новому, открыть в строчках старой песни новые душеспасительные смыслы. Так что смелее, Саша, вперед, навстречу новым приключениям. 

viki@sb.by 

Брейк!

Вся эта гендерная колористика не имеет ни малейшего отношения к культуре — только к политике, причем самого омерзительного толка. И «бедненькая» Лашана, решившая хайпануть, заодно срубить и бабла, и «Оскар» (который гнут в дугу уже не первый год истерическими воплями, мол, мало чернокожих, мало женщин, мало трансгендеров среди лауреатов), не вызывает ни жалости, ни симпатии. Она, прямо скажем, знает, за что «страдает»: за хорошие деньги и теплое место в новой эре диктатуры толерантности, безжалостно уничтожающей любое инакомыслие. Сюда же призывы вышвырнуть на помойку Моцарта и Бетховена, потому что они омерзительные белые мужчины, а надо, чтобы музыку писали чернокожие тетки, даже если у тех стадо медведей по ушам попрыгало. Нет уж, позвольте мне слушать, что я хочу, и смотреть то, что мне нравится, не забивая глаза и уши бездарными существами, требующими привилегий только потому, что они черные, голубые или в клеточку и у них первичные половые признаки определенного фасона. Для меня вообще единственный Джеймс Бонд — это Шон Коннери. Поэтому в данном споре я всецело на стороне Саши: безобразная, оголтелая политкорректь, издевающаяся над культурой, представляет собой крайне опасное явление. Окна Овертона надо не просто закрывать — их нужно наглухо заколачивать. Иначе представьте себе, к примеру, сериальчик по мотивам Якуба Коласа, где вместо деда Талаша будет бабка Талашиха — 300-килограммовая бодипозитивная чернокожая лесбиянка. Представили? Вам все еще смешно и кажется, что ничего страшного? Тогда весь этот шабаш идет к вам, и не говорите, что вас не предупреждали. 

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter