«Супер-8», «Хали-гали». Мы с тобой весь день летали...

Об острых ощущениях

Об острых ощущениях


— Скажите, чем могилевчане хуже минчан? — поставил меня в тупик вопросом позвонивший в корпункт «СБ» Николай Лагутов. — А иначе как понимать, что стоявший когда–то в минском парке аттракцион «Супер–8», разобранный из–за ветхости, угрожавшей безопасности людей, недавно перевезли в Могилев?


Действительно, несколько лет назад на «Супер–8» — очень экстремальном аттракционе, воспетом «Леприконсами» в одноименном хите «Супер-8», «Хали-гали»...», — произошло ЧП. Незабываемые полчаса на 15–метровой высоте провели четверо посетителей парка, среди которых был ребенок. Из зависшей на вираже кабинки людей освобождали спасатели. Этот случай подтолкнул дирекцию парка к быстрейшему избавлению от экстремальной и небезопасной «игрушки». И что теперь — пришел черед получить порцию адреналина жителям Могилева?


— Я бы так не утверждал, — возражает директор минского частного предприятия «Зигзаг–08», владелец аттракциона Владимир Жибуль. — По сути, речь идет о почти новом сооружении. После того как мы купили «Супер–8», имевший, кстати, на тот момент допуск к работе, отправили его на минское НПО «Центр–82». На предприятии все изношенные узлы и механизмы заменили на новые. Вместо старой механической системы торможения установили современную пневматическую. И сегодня «Супер–8» абсолютно безопасен для посетителей. Да вот хотя бы мои дети на нем катаются. Была бы хоть толика сомнений, разве я разрешал бы им садиться в машинки? Каждый день, прежде чем пускать на аттракцион людей, мы прокатываем по трассе вагончики, груженные мешками с песком. Только убедившись, что все в порядке, открываем двери для посетителей.


О технической исправности «старого–нового» аттракциона говорил мне и председатель научно–производственного кооператива «Наука» (единственное предприятие в Могилеве, проверяющее аттракционы) Николай Кравец: «Мои сотрудники диагностировали все узлы и агрегаты «Супер–8». Никаких дефектов выявлено не было. Кроме того, проводили испытания. И лишь убедившись, что все нормально, дали «добро».


Но в городе уже появились слухи о «зависаниях» машинок на «Супер–8». Вот, в частности, сообщение посетителя одного интернет–портала: «На моих глазах после того, как я прокатился, машинка с людьми застряла на приличной высоте, да еще и под уклоном. Работники людей не снимали, а пытались протолкнуть машинку дальше».


Нечто подобное довелось мне слышать и от других посетителей аттракциона. Однако и Владимир Жибуль, и оператор аттракциона Валентин в один голос утверждают: никакого ЧП не было и в помине. При этом соглашаются, что машинка без пассажиров могла застрять наверху: процесс обкатки еще не прошел, на рельсах осталась краска, которая, смешиваясь со смазкой, образует массу, похожую на пластилин. Вот она–то и может стать причиной незапланированного торможения.


Словно в подтверждение своих слов оператор со словами «извини, работать надо» быстро полез вверх — смазывать рельсы. Я, конечно, не специалист и не знаю регламента обслуживания этого аттракциона. Но ни в одном парке развлечений никогда не видел, чтобы в перерывах между катаниями по трассе лазил человек с промасленной ветошью в руках...


— У предпринимателя, привезшего в город «Супер–8», все документы в порядке. Но если начнут появляться какие–то вопросы, возьмем аттракцион под особый контроль, — первый заместитель председателя Могилевского горисполкома Олег Литенков явно встревожен моим визитом. — Там, где речь идет о жизни и здоровье людей, мелочей быть не должно.


К сожалению, редкий год обходится без несчастного случая на аттракционах. Карусель «Ромашка» в гомельском парке им. Луначарского, чешский луна–парк «Бобровая дорога» в Бресте, передвижной луна–парк в Калинковичах... Это далеко не все адреса ЧП, произошедших в последние годы. Поначалу о них пишут и говорят достаточно много, но вскоре происшествия забываются. Даже статистики травм, полученных посетителями на аттракционах, не ведется. К бытовым или производственным они не относятся, а на отдельную графу не тянут по причине малочисленности. Хорошо, что сегодня, простите за тавтологию, все хорошо. Но нельзя полагаться только на везение. Владельцы аттракционов должны гарантировать посетителям безопасность. В том числе и через полное их информирование (кто в Могилеве слышал о том, что «Супер–8» — не старый аттракцион из минского парка, а почти полностью обновленное сооружение?). Пока же уверенности в «Супер–8» у могилевчан, как мне кажется, нет. Поэтому, отвергая всевозможные упреки в «огульном охаивании» развлекательных новинок, еще раз обращаюсь к хозяину «острых ощущений»:


— Сделайте, уважаемый, всё и даже больше. Речь ведь идет о безопасности.


Компетентное мнение


Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Марина Попова:


— Проверка технического состояния развлекательного оборудования проводилась Генпрокуратурой в 2004 году. Недавняя повторная проверка была выборочной и направленной на контроль нормативной ситуации. Аттракцион «Супер–8» в список проверяемых объектов не попал. Мы не можем отслеживать работу каждой карусели... То, что аттракцион когда–то работал в Минске и был списан, не страшно. Главное, чтобы он прошел капитальный ремонт с заменой основных деталей и надлежащую диагностику. Другое дело, что сейчас в стране нет специальной организации, контролирующей безопасность развлекательного оборудования, а владельцы аттракционов могут привлекать к монтажу и диагностике коммерческие организации, специалисты которых зачастую не имеют для этого необходимой квалификации. Куда можно сообщить о конкретных фактах ненадлежащей работы аттракционов? В администрации районов и областей, в чьем ведении находятся парки и скверы. Причем делать это следует в письменном виде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter