Суммы и сегменты

Об электронном сборе платы за проезд транспортных средств

Электронный сбор платы за проезд транспортных средств

До недавнего времени единственной платной дорогой была трасса М1 (от Бреста до границы с Россией). А полгода назад в соответствии с Указом Президента от 27 сентября 2012 года № 268 введена в действие система электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам (ЕТС-система, BelToll). За непродолжительный срок действия системы электронного сбора платы в ее адрес было множество нареканий и претензий со стороны рядовых пользователей дорог. Во многих случаях недовольство обусловлено недостаточным знанием ими своих обязанностей, легкомысленным отношением к необходимости внесения платы за проезд и т.д.

Платить за пользование платной дорогой не придется, если вы являетесь собственником (владельцем) или водителем транспортного средства, зарегистрированного на территории государства — члена Таможенного союза, с технически допустимой общей массой автомобиля не более 3,5 тонны, в том числе при буксировке прицепа. Не взимают оплату и с водителей: мопедов и мотоциклов; зарегистрированных на территории страны колесных тракторов и самоходных машин; транспортных средств оперативного назначения; транспортных средств, используемых в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка.

Всем остальным (включая наши грузовики) для пользования платной дорогой придется обеспечить наличие в транспортном средстве устройства электронной оплаты (бортового устройства), для чего необходимо заключить договор пользования платной дорогой с ГУ «Белавтострада» и зарегистрировать транспортное средство в системе электронного сбора платы.

Те, кто использует маршрутные транспортные средства, осуществляющие городские перевозки пассажиров, а также машины в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозки грузов гуманитарной помощи населению, не освобождены от обязанности заключить договор и обеспечить наличие устройства электронной оплаты, однако вносить плату за пользование платной дорогой им не надо.

При регистрации в системе пользователь получает устройство электронной оплаты, которое находится в собственности нашей страны. Оно предоставляется при условии внесения залоговой стоимости устройства: для транспортного средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны — 20 евро, для транспортного средства с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны — 50 евро.

Каждое устройство электронной оплаты персонализируется под отдельное транспортное средство. Запрещается переустанавливать его на другое транспортное средство вне зависимости от его категории и класса. В случае отчуждения транспортного средства его собственник (владелец) обязан снять данное транспортное средство с учета в системе электронного сбора платы и сдать устройство электронной оплаты. При этом, как правило, возвращаются залоговая стоимость и остаток средств предоплаты.

Плата взимается за проезд по расчетному сегменту. Обязательство по внесению ее возникает с момента выезда транспортного средства на проезжую часть платной дороги данного расчетного сегмента.

Плата за проезд может вноситься пользователями в режиме предоплаты или в режиме оплаты по факту (с использованием топливных карт) как в наличной, так и безналичной форме. Она взимается с пользователей в белорусских рублях исходя из установленных тарифов по официальному курсу Национального банка на дату оплаты из расчета за 1 км: для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно — 0,04 евро; более 3,5 тонны с двумя осями — 0,08 евро, с тремя — 0,10 евро, с четырьмя — 0,12 евро.

В случае выявления факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной дороге собственником (владельцем) транспортного средства вносится увеличенная сумма. Размер ее на сегодняшний день составляет за проезд одного сегмента платной дороги для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно 50 евро (в случае фиксирования неполной оплаты) и 100 евро (в случае фиксирования неоплаты), для транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 тонны (независимо от количества осей) — соответственно 130 и 260 евро.

Уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции обладают широкими правами в рамках контроля за соблюдением пользователями платной дороги порядка взимания платы за проезд. В том числе правом производить в соответствии с законодательством остановку транспортных средств; истребовать у водителя удостоверение и свидетельство о регистрации (технический паспорт) на транспортное средство, а также иные документы в соответствии с законодательством; принимать в пределах своей компетенции решение о блокировке колес, задержании и (или) принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Все споры и разногласия в связи с пользованием дорогой, начислением и взиманием платы за проезд, в т.ч. в увеличенном размере, разрешаются путем направления претензий по форме, утвержденной Минтрансом.

Сергей и Евгений ПРУДНИКОВЫ, сотрудники адвокатского бюро «ПравоВиК», г. Брест

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter